Шрифт
Цвет
Графика
Подборки

Культура и история народов России

Подборка выставок
#3
Старинные предметы могут многое рассказать о быте и традициях народа, которому они принадлежали. Идите в музей, если хотите узнать, как молились богам марийцы в священных рощах, во что одевались саамы, чтобы не замерзнуть в пургу, и зачем аскеты носили власяницы. А еще — где рожали женщины мари, откуда взялись кораллы у башкиров и кого рисовал на бересте мальчик Онфим из Новгорода.
#10
Государственный Карачаево-Черкесский музей
Шапочка женская
#5
Дом национальностей
Государственный Карачаево-Черкесский историко-культурный и природный музей-заповедник

На выставке «Дом национальностей» посетители увидят предметы, связанные с культурой разных народов Карачаево-Черкесии — русских, черкесов, ногайцев и карачаевцев. В экспозиции представлены ковры и украшения, оружие и домашняя утварь, мужская и женская одежда. Мастерицы богато декорировали одежду горянок: в ход шли галуны, тесьма, золотое и серебряное шитье. В музее представлены несколько предметов женского костюма: нагрудник с серебряными застежками, шапочка из красного бархата с кистями, шелковый платок и пояс с позолоченной филигранью — узором из тонкой проволоки.

Во время сенокоса у карачаевцев важную роль выполнял старейшина — аксакал — или самый остроумный из косарей. Мужчина надевал маску козла, веселил и подбадривал уставших людей. Одна из таких масок представлена на выставке. Ее изготовили из войлока, ткани и конского волоса.

Также в музее вы увидите важный элемент мужского костюма народов Северного Кавказа — кинжал. Это холодное оружие могло быть боевым, парадным и детским. Мальчики начинали носить кинжал на поясе с подросткового возраста, и первые клинки для них изготавливали меньшего размера, чем для взрослых.
#6
Традиционная культура народа мари
Национальный музей Республики Марий Эл

В Национальном музее Республики Марий Эл можно познакомиться с культурой народа мари. В экспозиции сотрудники музея воссоздали интерьеры избы, бани и других важных строений. Все предметы сгруппированы в тематические композиции.

Один из разделов посвящен бане и связанному с ней обряду рождения ребенка. Именно в бане появлялись на свет дети марийцев: там повитуха следила, чтобы роды шли правильно, а затем мыла ребенка. Новорожденного заворачивали в рубаху отца, чтобы он с первых минут жизни находился под его символической защитой. В экспозиции можно увидеть детскую подвесную люльку, кадки и ушаты.
Другой раздел выставки знакомит с домашними занятиями. Мари жили большими семьями, число домочадцев доходило до 40 человек. Почти все нужные в быту предметы они изготавливали сами. Когда заканчивались полевые работы, женщины занимались одеждой: сначала ткали ткань из конопли, льна или шерсти, затем шили и украшали вещь вышивкой. Среди экспонатов можно увидеть ткацкий станок и манекен, изображающий женщину-ткачиху.

Также в музее можно узнать, как проводился магический обряд в священной роще. Марийцы собирались на моления в особых местах, руководил обрядом жрец. Люди становились около почитаемого дерева и обращались с молитвами и просьбами к богам. В экспозиции представлены фигура жреца карта, священное дерево онапу и жертвенный стол, на котором выкладывали дары богам.
#7
Постоянная экспозиция Национального музея Республики Башкортостан

Национальный музей Республики Башкортостан представляет экспозицию, посвященную истории региона и культуре местных народов. Здесь можно увидеть одежду и украшения, бытовые предметы и орудия труда.

В башкирском женском костюме богаче всего украшали нагрудник селтэр. Представленный на выставке экспонат расшит кораллами и серебряными монетами. Кораллы в старину привозили на местные рынки издалека, купцы доставляли их с восточных базаров. Сложный декор одежды служил оберегом: кораллы считались символом богатства и плодовитости, а звон монет, по поверьям, отгонял злых духов. Верхнюю одежду, например распашной халат елян, тоже украшали серебром и расшивали бисером. Халаты обычно шили из бумажных тканей черного цвета, реже — из полушелка или бархата. По подолу и концам рукавов нашивали яркие красные полосы, а также украшали материю орнаментом из изображений солнца и звезд.

На выставке можно увидеть чувашский головной убор сурпан, который носили замужние женщины. Считалось, что показать волосы замужней — большой позор и грех. Верили, что злой дух может схватить простоволосую за косу и утащить. Поэтому рано утром женщина повязывала покрывало сурпан из льняного холста и носила его весь день. Без головного убора она не могла выйти из дома и считалась неодетой. Сурпан мог достигать трех метров в длину, его украшали вышивкой или аппликациями из покупной яркой материи.
#8
Хозяйство и быт саамов в XVIII–XIX веках
Мурманский областной краеведческий музей

Саамы — коренной народ Северной Европы. В России они живут с древнейших времен на Кольском полуострове. В Мурманском краеведческом музее представлены предметы, которые знакомят посетителей с бытом и декоративным искусством саамов. Вы увидите изделия из меха и кожи оленя, из дерева и бересты, а также из ткани. В фонды музея они попали в 1950–60-е годы, во время этнографических экспедиций по полуострову. Часть из них местные жители передавали в дар, другие — продавали.

Верхняя зимняя одежда саамов называется совик, ее шили из меха ворсом наружу. Совик носили в сильные холода и пургу. Он напоминал накидку с капюшоном, которую надевали через голову и носили без пояса. Под совиком саамы носили малицу — плотную рубаху длиной ниже колена из оленьих шкур, сшитых мехом внутрь. Летом надевали рубаху юпу из плотной ткани: женщины — белого цвета, мужчины — серого.

На выставке также представлена саамская обувь из шкуры оленя — каньги. По форме они напоминают сапоги с загнутыми вверх носами. Вместо стелек использовали сухую траву: так было теплее, к тому же она защищала ноги от сырости.
#9
Постоянная экспозиция Государственного исторического музея

В экспозиции Государственного исторического музея представлены памятники истории и культуры России. Здесь можно увидеть предметы из клада X века, который обнаружили неподалеку от Смоленска во время археологических раскопок. В него входило около 400 предметов, в том числе женские украшения из серебра: серьги, подвески, бусы, лунницы — обереги в форме полумесяца. Ученые предполагают, что предметы именно спрятали, а не потеряли: они были плотно уложены и завернуты в бересту.

Еще один экспонат — берестяная грамота мальчика Онфима. Она относится к XIII веку. Это детский рисунок, на нем изображены лошадь и всадник, который поражает врага. Здесь же располагается надпись «Онфим». Всего было найдено 12 грамот, принадлежавших юному новгородцу.

На выставке вы также увидите власяницу — длинную рубаху из грубой шерстяной материи. Ее носили верующие люди, аскеты и монахи. Надевали власяницу на голое тело. Жесткая ткань с добавлением конского волоса сильно натирала кожу и причиняла боль. Делалось это намеренно: христиане считали, что страдания очищают человека от грехов. По преданию, эту власяницу из музейной коллекции носил царь Иван IV Грозный.
читать дальшескрыть
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%