Шрифт
Цвет
Графика
Подборки

Старинная керамика

Подборка экспонатов
#3

«Сосуд для розовой воды», японская ваза имари и сулея в русском стиле

#4
В старину многие народы пользовались глиняной посудой. В ней готовили пищу, из нее ели, в керамических емкостях хранили продукты и воду. Там, где залегала подходящая глина, возникали гончарные центры. Их мастера лепили кувшины, вазы и другую домашнюю утварь. Они искали свои технологические приемы, сами делали краски для росписей и придумывали орнаменты. Богато украшенная керамическая посуда считалась роскошью и показывала высокий статус хозяина.
#2

Сосуд для вина

#5
На выставке в Музее Востока можно увидеть сосуд для вина конца XII — начала XIII века. Керамику корейские мастера выполнили из каменной массы и покрыли глазурью, в Европе такую технику называли селадоновой. В Корее селадоны считались предметом роскоши, их изготавливали в провинции и доставляли к королевскому двору. Подобные изделия украшали дома состоятельных людей, а также их использовали во время церемоний в буддийских монастырях.
#18
Представленный на выставке сосуд инкрустирован цветными глинами. Техника требовала большого мастерства: глинам и глазури нужна разная температура обжига. Гончар вырезал узор на основе — керамическом тесте, а затем заполнял белой и красной жидкой глиной. После изделие обжигали, покрывали глазурью и вновь отправляли в печь.

Сосуд для вина украшен орнаментами черного и белого цвета, в декоре встречается один из частых мотивов корейского искусства — ветвь с белыми хризантемами. В Корее цветок символизировал долголетие. Цвет изделию придает серо-зеленая глазурью, такой цвет на Востоке ассоциировался с магическим минералом нефритом.
#6

Гюльабдан — «сосуд для розовой воды»

#7
В экспозиции Астраханского музея представлена средневековая парадная посуда — золотоордынская ваза гюльабдан. С персидского языка ее название переводится как «сосуд для розовой воды». Такую посуду могли позволить себе только знатные состоятельные люди — ее подавали в особых, торжественных случаях. В вазу наливали воду с лепестками роз, в конце трапезы гости могли ополоснуть в ней пальцы.

#8
Мастера Золотой Орды изготавливали чаши и сосуды из смеси под названием кашин — измельченного кварцевого песка с белой глиной и другими примесями. Традиционно керамику украшали росписями с растительными мотивами: трилистниками, лотосами и виноградной лозой. Встречались геометрические орнаменты — квадраты, сетки, звезды, часто использовали узоры с арабскими надписями.

Гюльабдан из Астраханского музея-заповедника относится к XIII–XIV векам нашей эры. В нижней части темно-синей вазы можно увидеть орнамент из белых цветочных розеток. Выше расположен поясок из трилистников, вверху — лента с персидской вязью. По одной из версий, надпись переводится как «Они говорят: в мире жизнь началась из воды…». Внутри изделие выкрашено в голубой цвет и тоже декорировано росписью.
#9

Балхарская керамика

#10
Аул Балхар находится высоко в горах Дагестана, здесь издавна производили посуду и другие изделия из глины. По разным оценкам, балхарской керамике не менее 500 лет. С XVIII века аул обеспечивал посудой весь нагорный Дагестан.

В Балхаре традиционно гончарным ремеслом занимались женщины. Летом они лепили посуду на ручных кругах, а зимой обжигали ее и отдавали торговцам, которые продавали изделия в другие районы. Глину для керамики собирали опытные, как правило, пожилые женщины. По своему простому силуэту и матовой поверхности балхарская керамика напоминает античную посуду. 
#11
Узор наносили самодельными кистями, рисовали местными глинами белого или красно-коричневого цвета. Обычно мастерицы декорировали свои изделия растительными орнаментами или штриховкой, волнистыми линиями и завитками.

На выставке можно увидеть напольный сосуд какви — в таких емкостях хранили зерно, муку или сухофрукты. Он украшен лаконичным орнаментом, который нанесли тонким слоем сырой глины разных цветов.
#12

Ваза имари

#13
В фарфоровой коллекции музея хранятся предметы из стран Европы и Востока, в том числе из Китая и Японии.

В экспозиции представлена японская напольная ваза имари XVIII века. Этот фарфор производили в небольшом японском поселке Арита, где находились залежи каолиновой глины. Название имари произошло от одноименного морского порта, откуда изделия отправляли на продажу.

Для фарфора Ариты характерна роспись темно-синими красками с добавлением красного цвета и позолоты.
#14
Ваза в экспозиции музея украшена синими растительными орнаментами по белому фону. Основной элемент росписи — цветущая сакура, в Японии она символизирует возрождение и начало новой жизни. В верхней части можно увидеть садовые цветы, среди них — хризантемы, символ удачи и богатства. На крышке находится рельефная фигурка собаки с головой льва, она считалась оберегом от злых духов.
#15

Сулея в русском стиле

#16
В сулее — древнерусском кувшине с узким горлом — хранили вино или масло. В старину их изготавливали из глины, золота, серебра или меди. Материал зависел от пожеланий заказчика, для состоятельных клиентов сулею могли даже украсить драгоценными камнями.

На рубеже XIX–XX веков русская домашняя утварь вошла в моду и превратилась в элемент декора. Интерьеры украшали блюдами, кувшинами и братинами — так называли широкую емкость для алкогольных напитков. Сосуд из экспозиции музея изготовили керамисты Строгановского художественно-промышленного училища в начале XX века. 
#17
В учебном заведении работали производственные гончарные мастерские, а студенты изучали старинные формы посуды и воспроизводили их в своих работах. Фаянсовая сулея покрыта цветными глазурями и расписана эмалевыми красками с позолотой. Мастера Строгановского училища копировали орнаменты с древних изделий из серебра и других металлов.
читать дальшескрыть
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%