Шрифт
Цвет
Графика
Донская государственная публичная библиотека

Костюмированный бал в Зимнем дворце 1903 года

архив
Sun Jun 01 2025 00:00:00 GMT+0300 (Moscow Standard Time)Thu Jul 31 2025 00:00:00 GMT+0300 (Moscow Standard Time)
#1

Книжно-иллюстративная выставка цикла «История костюма» посвящена знаменитому изданию начала ХХ века – «Альбому Костюмированного бала в Зимнем дворце в феврале 1903 года», выпущенному в Санкт-Петербурге в 1904 году в ознаменование яркого события 1903 года – Русского бала в Зимнем дворце. В фонде Донской государственной публичной библиотеки хранится один из экземпляров этого издания.

#2

Выставка – совместный проект Детской художественной школы им. И.И. Крылова города Азова Ростовской области и двух отделов Донской государственной публичной библиотеки: отдела искусств и центра книжного культурного наследия. Экспозиция разворачивается в пространствах библиотеки, территориально связанных между собой изящной винтовой лестницей. В отделе искусств размещены выполненные учащимися школы куклы в костюмах допетровской эпохи, в которых российская знать присутствовала на знаменитом маскараде, а в витринах центра книжного культурного наследия экспонируются оригинальные иллюстрации из «Альбома костюмированного бала в Зимнем дворце в феврале 1903 года». 

#3

Однажды за завтраком у императрицы Александры Федоровны художник Павел Жуковский, сын знаменитого поэта В.А. Жуковского, поспорил с министром Императорского двора графом Владимиром Борисовичем Фредериксом. Художник обвинял Петра I в том, что тот принудил русскую аристократию облачиться в европейские наряды, а граф Фредерикс защищал позицию Петра I. Императрица, внимательно следившая за этим спором, предложила устроить бал в боярских нарядах характерных для первых царей рода Романовых. Случилось это в 1903 году, когда отмечалось 290 лет с того момента, когда Романовы стали править Россией. Так было решено устроить пышное торжество в Зимнем дворце. 

#4

События развивались стремительно, была назначена дата – 11 февраля (меньше чем через два месяца). Уже в начале 1903 года четырем сотням гостей поступили именные приглашения, в которых содержалось обязательное требование – быть на балу в костюмах эпохи царя Алексея Михайловича.

#5

Далеко не все представители российской знати оценили идею императрицы. Иван Всеволожский, директор Эрмитажа и бывший директор Императорских театров констатировал:

#18
Русские костюмы стоят сумасшедших денег… К тому же танцевать в тяжелых платьях и шубах доставляет мало удовольствия. Определенно, у бедной Александры Федоровны несчастливая рука и склонность к неуместным вещам.
#6

И действительно, около ста человек отказались от участия. У них просто не было средств для пошива костюмов. Но императрица была непреклонна. Было решено шить костюмы для таких семей за казенный счет в Императорских театрах, но с условием – после бала каждый костюм становился собственностью театра.

#7

Костюмы для бала создавались выдающимися художниками А.Я. Головиным, И.А. Всеволожским, С.С. Соломко и лучшими портными-костюмерами Н.П. Ламановой, И.И. Каффи, А.Ф. Иващенко и Е.Т. Ивановой. Это были настоящие произведения искусства – роскошь в них удачно сочеталась с изяществом.

#8

Но если шились костюмы и мастерились кокошники в известных мастерских, то украшать наряды и головные уборы редчайшими драгоценностями хозяйки не доверяли никому и делали это лично. Сестра императора, великая княгиня Ксения Александровна отмечала в своем дневнике: «Все утро налаживала бриллианты на борту и кокошнике, так адски надоело, что мочи нет!»

#9
Мы все держали свои костюмы в секрете, чтобы придать событию оттенок неожиданности. Все изучали старинные изображения и гравюры, рыскали по музеям, советовались с известными художниками по поводу малейших деталей платья, которое носили триста лет назад. Для меня был специально нарисован одним знатоком костюм, который состоял из светло-зеленого атласного туалета, расшитого серебром, и свободной рубашки из золотой парчи с вышитыми белым шелком цветами, от которой, впрочем, были видны только рукава и ворот. Поверх всего этого надевался жакет длиной до талии из белого бархата, окаймленный золотом и кое-где отделанный разноцветными цветами. На голове у меня был очень большой золотой кокошник, на котором были вышиты семь звезд. В центр их я поместила бриллиантовые пуговицы с моего придворного платья. По краям этой огромной золотой короны шли бриллиантовые нити. Лоб мой закрывала сетка из мелкого речного жемчуга, а сзади была тюлевая вуаль, мелко расшитая золотом. Нити жемчуга висели у меня под подбородком, прикрепленные к обеим сторонам кокошника, а воротник из жемчуга, броши и другие украшения из бриллиантов и изумрудов довершали эффект. Туфли были из золотой парчи с вышитыми жемчугом двуглавыми орлами. Носы их были загнуты кверху. Весь костюм должен был изображать наряд богатой купчихи XVII века.

— из воспоминаний великой княгини Марии Георгиевны.

#10

И вот, 11 февраля именитые гости собрались в Романовской галерее Эрмитажа и, шествуя попарно, приветствовали императорскую семью, совершив «русский поклон».

#11

Центральным событием вечера был концерт в Эрмитажном театре со сценами из оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов» (заглавные партии исполняли Федор Шаляпин и Нина Фигнер), из балетов Минкуса «Баядерка» и П. И. Чайковского «Лебединое озеро» в постановке Мариуса Петипа (при участии Анны Павловой). После спектакля в Павильонном зале танцевали «Русскую». Ужин проходил в Испанском, Итальянском и Фламандском залах Эрмитажа, где был сервирован вечерний стол. Затем их величества с участниками бала проследовали в Павильонный зал, где вечер завершился танцами.

#12

Через два дня состоялась вторая, «Большая» часть бала. На ужине, под пение знаменитого Архангельского хора, присутствовало 300 человек – члены императорской фамилии, иностранные послы и представители аристократических кругов. Кульминацией бала стал русский танец в исполнении 20 пар. Солировали великая княгиня Елизавета Фёдоровна и княгиня Зинаида Юсупова, покорившие всех своей красотой, грацией и обаянием. В этот день придворные дамы были одеты в сарафаны и кокошники, а кавалеры – в костюмы стрельцов или сокольничих эпохи Алексея Михайловича. Среди 390 гостей были 65 «танцующих офицеров». Оркестр также был наряжен в русские костюмы. Танцы проходили в Концертном зале Зимнего дворца. Общие – вальс, кадриль и мазурка – начались только после исполнения специально подготовленных танцев: русского, хоровода и плясовой.

#13

По завершении бала часть костюмов была передана в театры, часть – канула в Лету в вихре революции. Уцелели лишь немногие и сегодня хранятся в Государственном Эрмитаже. Среди них костюмы императора и императрицы, великой княгини Ксении Александровны, великой княгини Марии Георгиевны, княгини Зинаиды Юсуповой.

#14

Экспозиция представляет работы юных художников, навеянные ярким событием начала ХХ века – маскарадом «a la russe». 

#16

В реализации проекта принимали участие ребята в возрасте от 11 до 14 лет под руководством талантливого художника и педагога Натальи Чекалиной.

#17

Выставка скульптур сопровождается демонстрацией оригинальных иллюстраций из «Альбома костюмированного бала в Зимнем дворце в феврале 1903 года» фонда Донской государственной публичной библиотеки.

читать дальшескрыть
Донская публичная библиотека
Телефон
+7 (863) 264-85-97
Официальный сайт
http://www.dspl.ru/
Адрес
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 175А
Посмотреть на карте
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Адрес
Открыть в приложении

Каталог выставки

Каталог

Режим просмотра
следующие
Изучили все экспонаты?
 для любителей искусства!
Начать тест
Узнать больше о викторине
Станьте первым. 
Оставьте отзыв  о выставке

Находится в коллекциях

Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%