Книжно-иллюстративная выставка цикла «История костюма» посвящена знаменитому изданию начала ХХ века – «Альбому Костюмированного бала в Зимнем дворце в феврале 1903 года», выпущенному в Санкт-Петербурге в 1904 году в ознаменование яркого события 1903 года – Русского бала в Зимнем дворце. В фонде Донской государственной публичной библиотеки хранится один из экземпляров этого издания.
Костюмированный бал в Зимнем дворце 1903 года
Выставка – совместный проект Детской художественной школы им. И.И. Крылова города Азова Ростовской области и двух отделов Донской государственной публичной библиотеки: отдела искусств и центра книжного культурного наследия. Экспозиция разворачивается в пространствах библиотеки, территориально связанных между собой изящной винтовой лестницей. В отделе искусств размещены выполненные учащимися школы куклы в костюмах допетровской эпохи, в которых российская знать присутствовала на знаменитом маскараде, а в витринах центра книжного культурного наследия экспонируются оригинальные иллюстрации из «Альбома костюмированного бала в Зимнем дворце в феврале 1903 года».
Однажды за завтраком у императрицы Александры Федоровны художник Павел Жуковский, сын знаменитого поэта В.А. Жуковского, поспорил с министром Императорского двора графом Владимиром Борисовичем Фредериксом. Художник обвинял Петра I в том, что тот принудил русскую аристократию облачиться в европейские наряды, а граф Фредерикс защищал позицию Петра I. Императрица, внимательно следившая за этим спором, предложила устроить бал в боярских нарядах характерных для первых царей рода Романовых. Случилось это в 1903 году, когда отмечалось 290 лет с того момента, когда Романовы стали править Россией. Так было решено устроить пышное торжество в Зимнем дворце.
События развивались стремительно, была назначена дата – 11 февраля (меньше чем через два месяца). Уже в начале 1903 года четырем сотням гостей поступили именные приглашения, в которых содержалось обязательное требование – быть на балу в костюмах эпохи царя Алексея Михайловича.
Далеко не все представители российской знати оценили идею императрицы. Иван Всеволожский, директор Эрмитажа и бывший директор Императорских театров констатировал:
И действительно, около ста человек отказались от участия. У них просто не было средств для пошива костюмов. Но императрица была непреклонна. Было решено шить костюмы для таких семей за казенный счет в Императорских театрах, но с условием – после бала каждый костюм становился собственностью театра.
Костюмы для бала создавались выдающимися художниками А.Я. Головиным, И.А. Всеволожским, С.С. Соломко и лучшими портными-костюмерами Н.П. Ламановой, И.И. Каффи, А.Ф. Иващенко и Е.Т. Ивановой. Это были настоящие произведения искусства – роскошь в них удачно сочеталась с изяществом.
Но если шились костюмы и мастерились кокошники в известных мастерских, то украшать наряды и головные уборы редчайшими драгоценностями хозяйки не доверяли никому и делали это лично. Сестра императора, великая княгиня Ксения Александровна отмечала в своем дневнике: «Все утро налаживала бриллианты на борту и кокошнике, так адски надоело, что мочи нет!»
— из воспоминаний великой княгини Марии Георгиевны.
И вот, 11 февраля именитые гости собрались в Романовской галерее Эрмитажа и, шествуя попарно, приветствовали императорскую семью, совершив «русский поклон».
Центральным событием вечера был концерт в Эрмитажном театре со сценами из оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов» (заглавные партии исполняли Федор Шаляпин и Нина Фигнер), из балетов Минкуса «Баядерка» и П. И. Чайковского «Лебединое озеро» в постановке Мариуса Петипа (при участии Анны Павловой). После спектакля в Павильонном зале танцевали «Русскую». Ужин проходил в Испанском, Итальянском и Фламандском залах Эрмитажа, где был сервирован вечерний стол. Затем их величества с участниками бала проследовали в Павильонный зал, где вечер завершился танцами.
Через два дня состоялась вторая, «Большая» часть бала. На ужине, под пение знаменитого Архангельского хора, присутствовало 300 человек – члены императорской фамилии, иностранные послы и представители аристократических кругов. Кульминацией бала стал русский танец в исполнении 20 пар. Солировали великая княгиня Елизавета Фёдоровна и княгиня Зинаида Юсупова, покорившие всех своей красотой, грацией и обаянием. В этот день придворные дамы были одеты в сарафаны и кокошники, а кавалеры – в костюмы стрельцов или сокольничих эпохи Алексея Михайловича. Среди 390 гостей были 65 «танцующих офицеров». Оркестр также был наряжен в русские костюмы. Танцы проходили в Концертном зале Зимнего дворца. Общие – вальс, кадриль и мазурка – начались только после исполнения специально подготовленных танцев: русского, хоровода и плясовой.
По завершении бала часть костюмов была передана в театры, часть – канула в Лету в вихре революции. Уцелели лишь немногие и сегодня хранятся в Государственном Эрмитаже. Среди них костюмы императора и императрицы, великой княгини Ксении Александровны, великой княгини Марии Георгиевны, княгини Зинаиды Юсуповой.
Экспозиция представляет работы юных художников, навеянные ярким событием начала ХХ века – маскарадом «a la russe».
В реализации проекта принимали участие ребята в возрасте от 11 до 14 лет под руководством талантливого художника и педагога Натальи Чекалиной.
Выставка скульптур сопровождается демонстрацией оригинальных иллюстраций из «Альбома костюмированного бала в Зимнем дворце в феврале 1903 года» фонда Донской государственной публичной библиотеки.
