Шрифт
Цвет
Графика
архив
Thu Oct 31 2024 17:00:00 GMT+0300 (Moscow Standard Time)Sun Jun 29 2025 17:00:00 GMT+0300 (Moscow Standard Time)
#1

Байкало-Амурская магистраль (БАМ) — это грандиозный инженерный проект, созданный руками людей. 4287 км железнодорожного полотна обеспечили второй выход к Тихому океану, связали Север Дальнего Востока и Восточной Сибири, открыли возможности разработать богатейшие месторождения полезных ископаемых. БАМ — это история рекордов. Железная дорога пролегла в условиях исключительной географии по незаселённой территории (сейсмичность до 9 баллов и вечная мерзлота, 7 горных хребтов, 11 крупных рек, около 3 000 больших и малых водных преград). 


География заставила искать новые технические решения, большинство которых больше не повторились. Инженерные сооружения (мосты, туннели, виадуки) составляют 30% протяжённости дороги. Статистика магистрали — это 8 тоннелей, протяжённостью свыше 30 км, 1242 моста, более 200 станций и разъездов, 63 города и посёлка.


БАМ строили представители 108 национальностей СССР, что нашло своё отражение в архитектуре вокзалов. Восточный участок проложен силами железнодорожных войск.


БАМ строили люди, а характер людей формировала магистраль. Строители БАМа оставили своё культурное наследие: песни, особый язык. Впервые в послевоенные годы появилось так много песен на одну общественно значимую тему. Поколение бамовцев — это общность людей, которые разделили время молодости и трудовых свершений. Стройка имела высокий статус Всесоюзной комсомольской. Почти 60% строителей из 2 000 000 человек были моложе 30 лет.


Большие советские стройки 1930-х гг. (Беломорканал, Волгодон и другие) происходили в западной части страны. БАМ — первая и единственная стройка Всесоюзного масштаба на Дальнем Востоке. 1974–1984 гг. это время её активного строительства. Но история магистрали гораздо старше. Первый проект дороги от Сибири до Тихого океана был разработан в конце XIX в., предполагал два варианта прокладки путей: по северному берегу Байкала до Императорской Гавани и по южному берегу Байкала до Владивостока. В 1889 г. экспедиции полковника императорского Генерального штаба Николая Волошинова и инженера путей сообщения Людвига Прохаско, исследовав местность от Усть-Кута до реки Муи, независимо друг от друга установили, что территория будущей трассы настолько сложная, что «Россия в данный момент не в состоянии начать её строительство». Дорога по северу должна была пересечь 5 больших рек и 5 хребтов от 1700 до 2000 м высотой, а на южном направлении — только реку Иркут и хребет высотой менее 800 м.


Для прокладки Транссиба был утверждён южный вариант. К проекту БАМа вернулись позднее, когда появились технологии и возможности.


Байкало-Амурская магистраль проектировалась как часть комплексного освоения природных богатств Восточной Сибири и Дальнего Востока. Было запланировано 9 территориально-промышленных комплексов-гигантов, но был построен только Южно-Якутский угольный комплекс с угольным разрезом в Нерюнгри. Жизнь и работа на БАМе были очень непростыми: начиная от бытовых до производственных условий. И, тем не менее, магистраль была проложена и продолжает жить, доставляя грузы и связывая отдалённые районы Восточной Сибири и Дальнего Востока. 


Технологии не стоят на месте и в 2018 г. был запущен БАМ 2.0: модернизация восточного полигона БАМа. 

читать дальшескрыть
Хабаровский краевой музей имени Н.И. Гродекова
Телефон
+7 (421) 247-71-50
Официальный сайт
https://hkm.ru/
Адрес
Хабаровск, ул. Шевченко, д. 11
Посмотреть на карте
Дополнительная информация
Режим работы: вторник — воскресенье: 10:00—18:00 понедельник — выходной
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Адрес
Открыть в приложении

Каталог выставки

Каталог

Режим просмотра
следующие
Изучили все экспонаты?
 для любителей искусства!
Начать тест
Узнать больше о викторине
Станьте первым. 
Оставьте отзыв  о выставке

Находится в коллекциях

Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%