Музей часов был открыт в 1969 году и стал первым музеем часов в нашей стране. Основатель музея — коллекционер и часовой мастер Павел Васильевич Курдюков (1908—1985). Музей носит имя своего создателя.
У каждого времени свои часы
Экспозиция Музея часов построена по принципу «У каждого времени свои часы» (автор О. Ткаченко) и знакомит посетителей с историей часового дела с глубокой древности до наших дней. В экспозиции представлены часы XVIII–ХХI веков стран Европы, Азии, Америки, России в корпусах из бронзы, мрамора, фарфора, дерева и других материалов. В оформлении часовых корпусов нашли отражение разнообразные художественные стили прошлых столетий: барокко и рококо, классицизм и ампир, эклектика, модерн и ар-деко. В экспозиции Музея часов 11 основных комплексов.
В зале памяти П.В. Курдюкова можно увидеть интерьерный уголок, изображающий квартиру мастера, а также часы и композиции с часами, изготовленные Павлом Васильевичем собственноручно.
Зал простейших часов привлекает необычностью своих экспонатов.
Это солнечные, водяные, огневые и песочные часы, названные простейшими из-за отсутствия сложного механизма, сложного устройства.
Часы Настольные. Мастер Вильфарт В. Около 1760 г. Чехия, Прага. Дерево, бронза, латунь, лак, металл, стекло
ХVIII век часто называют золотым веком европейского часового производства.
В зале часов ХVIII века представлены произведения часового искусства чешских, английских, немецких, французских мастеров: карманные, настольные, консольные, напольные часы, поражающие своей основательностью, сложностью, роскошными корпусами.
Особый интерес представляют часы работы мастера Венцеслава Вильфарта с числовым и лунным календарями.
Корпус украшен изображением древнегреческого бога времени Хроноса.
Часы напольные. Англия. Вторая половина XVIII — начало XIX вв. Дерево, бронза, латунь. Дар Р.Я. Трофимовой
В XVIII веке непременной принадлежностью английского интерьера становятся напольные часы.
Они сочетали в себе настенные и башенные часы, поскольку их корпус был выполнен в виде высокого шкафчика, который расширялся кверху — там находился циферблат, а весь механизм и маятник были закрыты стенками. Механизм часов был гиревым.
В литературе такие часы часто называют «дедушкиными».
В коллекции музея напольные часы XVIII века представлены работами известных английских часовщиков Дадса и Дентона.
В начале XIX века предпочтение отдавалось классическим формам. Классицизм черпал вдохновение в античном искусстве. Для изготовления часовых корпусов активно использовалась бронза в сочетании мрамором, яшмой, малахитом, фарфором.
Часы каминные, изображающие сенбернара Барри и спасенного им ребенка. Мастерская Л. Раврио. Первая четверть XIX в. Франция, Париж. Бронза, эмаль, золочение
Корпуса настольных и каминных часов того времени состояли из основы, украшенной гирляндами, лавровыми или дубовыми венками, геометрическим орнаментом, и верхней декоративной части, часто в виде скульптурной композиции.
В экспозиции можно увидеть произведения знаменитых французских бронзовщиков Ленуара Раврио и Фредерика-Эжена Пиата.
В качестве сюжета использовались античные мифы или известные легенды. Например, легенда о сенбернаре Барри, который за время своей службы в монастыре Св. Бернара спас несколько десятков жизней.
Такие часы не просто показывали время, но и служили украшением интерьера.
Часы каминные «Союз искусств». Корпус изготовлен в Германии на Мейсенской фарфоровой мануфактуре, вторая половина XIX в. Фарфор, роспись, металл
Часы Германии конца ХIХ — начала ХХ века в фарфоровых и фаянсовых корпусах, остроумные часы-копилка и знаменитые шварцвальдские часы с кукушкой были произведены часовыми компаниями со всей немецкой точностью и педантичностью.
Неизменный интерес посетителей музея вызывают музыкальные часы и часы с годовым заводом, будильники и настенные часы, а также часы в фарфоровых корпусах, расписанных мастерами мейсенской фарфоровой мануфактуры.
Часы настольные «Паровоз» с анероидным барометром и компасом. Франция, вторая половина XIX в. Бронза, мрамор, стекло
Один из самых запоминающихся экспонатов музея — настольные часы «Паровоз».
В будку машиниста вмонтированы часы, на цилиндрической части котла установлен барометр, в трубе находится компас.При запуске автономного механизма специальным рычагом колеса паровоза начинают вращаться, создавая эффект движения.
Часы настольные. Япония, фирма «Сейкоша», конец XIX — начало ХХ в. Бронза, эмаль, агат
Интереснейшей частью коллекции ангарского музея являются японские часы конца XIX — начала ХХ в. В музейной экспозиции представлены часы известных фирм «Сейкоша» (ныне «Сейко»), «Ташимото», «Акабиси», «Такано».
Высокое развитие в Киото и Токио получила техника перегородчатой эмали.
Ярким примером корпусов такого типа являются настольные часы, украшенные декором в стиле «нисикидэ» (парчовый), при котором орнамент и живописные изображения покрывают всю поверхность изделия.
Часы изготовлены фирмой «Сейкоша».
Один из экспозиционных залов посвящен часам, изготовленным в России в конце XIX — начале ХХ века. Среди них и продукция известных фирм, и изделия кустарного производства.
Часы карманные. Вятская губерния, г. Вятка, вторая половина XIX века. Неизвестный мастер (предположительно, из династии Бронниковых). Различные породы дерева, кость
Часы каминные с бронзовой скульптурной композицией по модели Е. Лансере. Россия, Петербург, фабрика Ф. Шопена, 1880 г. Бронза, литье
Часы посвящены событиям Русско-турецкой войны 1877–1878 гг., а именно операции перехода через Балканы, которая составила одну из славнейших страниц военной истории нашей страны.
Часы относятся к редким интерьерным предметам, выполненным в «русском стиле».
Часы табельные. США, фирма «Эндикотт», конец XIX в. Дерево, металл
Их использовали для контроля прихода и ухода рабочих на предприятиях вплоть до 40-х годов ХХ века.
Работник в начале и конце рабочего дня должен был опустить свою именную карточку в специальную прорезь в часах, после чего автоматически делалась отметка.
Именная картотека обычно находилась на проходной. На ней были обозначены Ф.И.О. владельца карточки, дата, смена, время прихода и ухода, включая обеденный перерыв.
За нарушение режима работы до революции на рабочих налагались штрафы (до трети заработной платы).
Часы специального назначения (космические) с борта орбитальной. станции «Салют–6». СССР, 1970-е гг. Металл, пластик. Дар летчика-космонавта, дважды Героя Советского Союза Г.М. Гречко
В зале часов Советского Союза особое внимание посетителей вызывает уникальный экспонат, когда-то покинувший земные пределы — бортовые космические часы со станции «Салют–6» — подарок космонавта Г.М. Гречко, а также часы марки «Чайка», названные в честь первой женщины — космонавта В.В. Терешковой.
История часового дела продолжается и сегодня. В зале современного часового производства можно увидеть часы отечественного и зарубежного производства, произведенные в начале XXI века.
