Изба включает в себя зимнюю и летнюю половины. Интерьер избы отличается от классического. Печь кирпичная, стоит прямо перед дверью, устьем направлена на боковую стену.
К печи у удмуртов, как и у других народов, почетное отношение. Она обогревала жилище, давала возможность приготовить пищу. Ее считали хозяйкой жилища, основой семейного очага. Напротив печи в боковой стене появилось дополнительное окно, чтобы освещать рабочее место хозяйки.
За печью находится темный угол, над ним расположены полати, место, где обычно спали дети. Небольшая перегородка отделяет кухонную часть избы от части избы с передним углом.
В доме чистую половину избы отделяет от кухни и матица (мумыкор) — это первая граница, разделяющая пространство избы. При постройке избы подъем и установление матицы считались особо ответственными моментами.
Чтобы обеспечить благополучие хозяев в новом доме, проводилась церемония моления с хлебом, маслом и кумышкой, под матицу подкладывали клочок шерсти, серебряные монеты.
Во время проводов в армию в матицу вбивали лоскутки материи с серебряными монетами (чук), желая возвращения в родной дом. Матица была одновременно символом устойчивости и достатка в доме и его злым гением, способным повлиять на судьбу и здоровье человека. Например, нельзя спать под матицей — несчастным будешь.
В летней половине избы нет печи, здесь на жердях хранили одежду, летом спали. Эта группа удмуртов практически до начала ХХ века сохранила свою белую летнюю одежду. Одежда сложная состоит из нескольких компонентов: рубахи с красными ткаными рукавами (горд саесо), аппликативного нагрудника (муресазь), распашной кафтана без рукавов (шортдэрем), фартука без грудки (азькышет), головной убора в виде белого треугольного платка с кумачовой отделкой (куиньсэрго кышет).
К печи у удмуртов, как и у других народов, почетное отношение. Она обогревала жилище, давала возможность приготовить пищу. Ее считали хозяйкой жилища, основой семейного очага. Напротив печи в боковой стене появилось дополнительное окно, чтобы освещать рабочее место хозяйки.
За печью находится темный угол, над ним расположены полати, место, где обычно спали дети. Небольшая перегородка отделяет кухонную часть избы от части избы с передним углом.
В доме чистую половину избы отделяет от кухни и матица (мумыкор) — это первая граница, разделяющая пространство избы. При постройке избы подъем и установление матицы считались особо ответственными моментами.
Чтобы обеспечить благополучие хозяев в новом доме, проводилась церемония моления с хлебом, маслом и кумышкой, под матицу подкладывали клочок шерсти, серебряные монеты.
Во время проводов в армию в матицу вбивали лоскутки материи с серебряными монетами (чук), желая возвращения в родной дом. Матица была одновременно символом устойчивости и достатка в доме и его злым гением, способным повлиять на судьбу и здоровье человека. Например, нельзя спать под матицей — несчастным будешь.
В летней половине избы нет печи, здесь на жердях хранили одежду, летом спали. Эта группа удмуртов практически до начала ХХ века сохранила свою белую летнюю одежду. Одежда сложная состоит из нескольких компонентов: рубахи с красными ткаными рукавами (горд саесо), аппликативного нагрудника (муресазь), распашной кафтана без рукавов (шортдэрем), фартука без грудки (азькышет), головной убора в виде белого треугольного платка с кумачовой отделкой (куиньсэрго кышет).