Баженов Василий Иванович (1738–1799), архитектор, градостроитель, теоретик архитектуры, педагог, академик (1765) и вице-президент (1799) Академии художеств в Петербурге, профессор и член академии Святого Луки в Риме (1764), действительный статский советник (1796); создатель архитектурного ансамбля в Царицыне. Потомственный дворянин (с 1766). Один из самых значимых архитекторов Екатерининской эпохи, но большую часть его проектов постигла несчастливая судьба.
Родился в семье дьячка церкви Иоанна Предтечи Московского Кремля. Возможно начал обучаться художественному мастерству в монастырских школах. Известно, что его заметили в 1753 году, когда он был принят на работу художником II класса на восстановление Лефортовского дворца в команду известного архитектора Дмитрия Ухтомского. В 1755-1760 обучался сначала в Московском Университете, затем в Академии художеств. За успехи был удостоен пенсионерской поездки на обучение во Францию и Италию. Большое влияние на него оказали занятия в мастерской известного архитектора французского классицизма Шарля де Вайи, от него же он наследовал особое чувство архитектурного размаха проектов, придания им градостроительного значения.
По возращению он представил ряд проектов в Академию на соискание профессорской должности. Не получив ее, взял увольнение от академической службы, но талант был замечен. Граф Г. Г. Орлов — фаворит Екатерины — определил его в Артиллерийское ведомство главным архитектором.
В феврале 1767 по его распоряжению, согласно воле Екатерины II, Баженов уехал в Москву, куда на весь год переезжал императорский двор и многие государственные учреждения. В Москве он обследует постройки Кремля и предлагает проект строительства здания для Уложенной Комиссии. Но вскоре при обсуждении с императрицей скромный замысел трансформировался в грандиозный проект Большого кремлевского дворца. Комплекс проектировался как грандиозный общественный центр с театром и овальной площадью для народных собраний, к которой должны были сходиться главные улицы Москвы. Церемония закладки состоялась в 1772 году, но далее работы велись очень медленно, а в 1775 году Екатерина II повелела прекратить работу, снесённая часть стен Кремля позже была восстановлена под надзором М. Ф. Казакова.
В 1775 году В. И. Баженову было поручено устройство увеселительных сооружений на Ходынском поле для празднования Заключения Кучук-Кайнаджирского. По завершению празднования императрица повелела архитектору разработать проект ансамбля в только что приобретенной ею усадьбе «Царицыно». Работы продолжались до 1785 года. Но летом 1785 года императрица после долгого перерыва приехала в Москву и смотрела дворцы. По результату осмотра она потребовала снести главный корпус и к следующему году представить ей новый проект главного дворца архитекторам В. И. Баженову и М. Ф. Казакову. Из двух был выбран казаковский. В 1786 Баженову был предоставлен годовой отпуск с сохранением жалованья, продленный в 1787−1789. В 1790 отпуск был продлен без оплаты − «для исправления домашних дел впредь до востребования в прежней должности».
После своего вступления на престол Павел I назначил Баженова вице-президентом Академии художеств. Василий Иванович со рвение взялся за подготовку реформы академии, а также за подготовку свода по истории русской архитектуры. Однако, вскоре состояние здоровья его стало ухудшаться и 2 августа 1799 года он умер.
Благодаря исследованию архивных материалов сейчас выявлена очень интенсивная проектная деятельность архитектора. К сожалению многие из спроектированных им зданий не сохранились или были существенно изменены. Ансамбль в Царицыне, даже после утраты главного корпуса остается самым значимым сохранившимся произведением В. И. Баженова.
Родился в семье дьячка церкви Иоанна Предтечи Московского Кремля. Возможно начал обучаться художественному мастерству в монастырских школах. Известно, что его заметили в 1753 году, когда он был принят на работу художником II класса на восстановление Лефортовского дворца в команду известного архитектора Дмитрия Ухтомского. В 1755-1760 обучался сначала в Московском Университете, затем в Академии художеств. За успехи был удостоен пенсионерской поездки на обучение во Францию и Италию. Большое влияние на него оказали занятия в мастерской известного архитектора французского классицизма Шарля де Вайи, от него же он наследовал особое чувство архитектурного размаха проектов, придания им градостроительного значения.
По возращению он представил ряд проектов в Академию на соискание профессорской должности. Не получив ее, взял увольнение от академической службы, но талант был замечен. Граф Г. Г. Орлов — фаворит Екатерины — определил его в Артиллерийское ведомство главным архитектором.
В феврале 1767 по его распоряжению, согласно воле Екатерины II, Баженов уехал в Москву, куда на весь год переезжал императорский двор и многие государственные учреждения. В Москве он обследует постройки Кремля и предлагает проект строительства здания для Уложенной Комиссии. Но вскоре при обсуждении с императрицей скромный замысел трансформировался в грандиозный проект Большого кремлевского дворца. Комплекс проектировался как грандиозный общественный центр с театром и овальной площадью для народных собраний, к которой должны были сходиться главные улицы Москвы. Церемония закладки состоялась в 1772 году, но далее работы велись очень медленно, а в 1775 году Екатерина II повелела прекратить работу, снесённая часть стен Кремля позже была восстановлена под надзором М. Ф. Казакова.
В 1775 году В. И. Баженову было поручено устройство увеселительных сооружений на Ходынском поле для празднования Заключения Кучук-Кайнаджирского. По завершению празднования императрица повелела архитектору разработать проект ансамбля в только что приобретенной ею усадьбе «Царицыно». Работы продолжались до 1785 года. Но летом 1785 года императрица после долгого перерыва приехала в Москву и смотрела дворцы. По результату осмотра она потребовала снести главный корпус и к следующему году представить ей новый проект главного дворца архитекторам В. И. Баженову и М. Ф. Казакову. Из двух был выбран казаковский. В 1786 Баженову был предоставлен годовой отпуск с сохранением жалованья, продленный в 1787−1789. В 1790 отпуск был продлен без оплаты − «для исправления домашних дел впредь до востребования в прежней должности».
После своего вступления на престол Павел I назначил Баженова вице-президентом Академии художеств. Василий Иванович со рвение взялся за подготовку реформы академии, а также за подготовку свода по истории русской архитектуры. Однако, вскоре состояние здоровья его стало ухудшаться и 2 августа 1799 года он умер.
Благодаря исследованию архивных материалов сейчас выявлена очень интенсивная проектная деятельность архитектора. К сожалению многие из спроектированных им зданий не сохранились или были существенно изменены. Ансамбль в Царицыне, даже после утраты главного корпуса остается самым значимым сохранившимся произведением В. И. Баженова.