До революции он писал иконостасы, проектировал часовни и церкви, а после нее Мавзолей Ленина и здание НКВД. Его наследие чрезвычайно обширно и разнообразно, сам император сделал его академиком и наградил несколькими орденами, а советское правительство отметило четырьмя сталинскими премиями. А ещё он стал инициатором создания и первым директором единственного национального музея истории русской архитектуры в России.

Щусев Алексей Викторович
Обучение за границей
Алексей Викторович Щусев родился в 1873 году в дворянской семье в Кишиневе. После смерти родителей учился в Петербурге, в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств, где среди его наставников были Бенуа и Репин.
Студенту Щусеву было 22 года, когда он из газеты узнал о смерти генерала Дмитрия Шубина-Поздеева, подготовил эскиз надгробия, пришел к жене военачальника и убедил ее выбрать именно его проект. Часовню возвели на кладбище Александро-Невской лавры, а о нем сразу заговорили как о талантливом молодом архитекторе.
В 1896 году Алексей Щусев окончил Академию художеств. Его дипломная работа была отмечена наивысшей наградой Императорской Академии — большой золотой медалью. Кроме этого, Щусев получил право присоединиться к археологической экспедиции в Среднюю Азию, опыт которой он впоследствии применил в своих работах.
Пионер российской реставрационной школы
После возвращения в Россию в 1899 году, молодой архитектор обосновался в Петербурге.
В первые десятилетия XX века Щусев утвердился как мастер церковной архитектуры в «русском стиле», создавая проекты реконструкции разрушенных храмов.
В 1901 году он поступил на службу в канцелярию Священного Синода, где получил первый заказ для Успенского собора Киево-Печерской лавры. Спустя год, будучи уже достаточно авторитетным в своей области, он получил заказ от графа Олсуфьева на строительство церкви Сергия Радонежского в память о Куликовской битве.
В 1904 году Щусев был командирован Священным Синодом в город Овруч, где проявил себя как один из ярких мастеров модерна и историк-археолог, отреставрировав церковь Святого Василия XII века.
Одна из известнейших его работ того периода — Покровский собор на территории Марфо-Мариинской обители (1909 год). После этого он спроектировал еще ряд храмов: церкви в Натальевке (Харьковская область, Украина), Глазовке (Тамбовская область), Ракитной (Белгородская область) и храм Спасо-Преображения на братском кладбище в Москве.
В 1910 году Алексей Викторович получил звание академика архитектуры и был награжден орденами Анны II степени и Станислава III степени за вклад в церковное строительство.
Но наиболее масштабными были его гражданские постройки. Например, новое здание Казанского вокзала в Москве, главным архитектором которого его назначили. В этой работе уже отчетливо прослеживаются мотивы русского барокко XVII века.
Архитектор Мавзолея Ленина
Октябрьский переворот 1917 года никак не отразился на деятельности Щусева — вплоть до конца 30-х годов он оставался ведущим архитектором страны. По его проектам и с его участием возводилось огромное количество самых разных знаменитых построек. Однако после революции архитектор вынужденно сменил ракурс, дебютировав в качестве новатора-конструктивиста.
Когда умер Ленин, именно к Алексею Викторовичу обратились с просьбой в кротчайший срок создать деревянный склеп, а позже поручили заняться гранитным мавзолеем. И архитектору блестяще удалось вписать в Красную площадь, казалось бы, инородное по архитектуре сооружение.
Щусев участвовал и в реконструкции столицы, руководя с архитектором Иваном Жолтовским проектом «Новая Москва». Несмотря на то, что в ходе его реализации сносились памятники в излюбленных им традициях русской архитектуры, Щусев не только с готовностью откликнулся на запросы современности, но и даже основал еще один архитектурный стиль — «сталинский классицизм».
География творчества Щусева охватывает множество городов и стран. Сооружения по его эскизам можно найти в Румынии (здание советского посольства в Бухаресте), Грузии (гостиница «Интурист» в Батуми, здание филиала Института Маркса-Энгельса-Ленина в Тбилиси) и Узбекистане (Театр оперы и балета в Ташкенте), Молдавии и Украине (церкви).
Но свои самые яркие шедевры архитектор, постройки которого вошли в историю и Российской империи, и Советского Союза, создал именно в Москве.
Алексей Викторович увлекался не только живописью и театром, но и музейным делом, и даже одно время возглавлял Третьяковскую галерею.
Музей архитектуры им. А.В.Щусева
В 1937 году была спланирована травля архитектора, стали появляться обличительные статьи в прессе. В результате по инициативе парткома Союза архитекторов СССР его исключили из организации и лишили всех государственных заказов. Однако архитектор упорно продолжал работать. Год спустя, осознавая нужность и важность опытных архитекторов, Алексея Викторовича восстановили в должности.
В 1939 году он приступил к перепланировке здания НКВД,
которую завершил почти через восемь лет. В послевоенные годы Щусев
готовил проекты реконструкции нескольких городов: Истры, Новгорода, Туапсе. Был
среди них и его родной Кишинев
Благодаря усилиям Алексея Викторовича Щусева в 1945 году
в Москве был открыт Республиканский музей русской архитектуры
в городской усадьбе Талызиных — первый и единственный музей
России, посвященный русской архитектуре. С 1949 года музей носит имя
самого архитектора — его вдохновителя и первого директора.

Алексей Викторович оставил после себя богатое архитектурное наследие, три его постройки были отмечены сталинскими премиями: гранитный мавзолей в Москве, Институт марксизма-ленинизма в Тбилиси, здание оперы и балета в Ташкенте. Архитектора также наградили орденом Ленина и двумя орденами Трудового Красного Знамени.
Одним из последних выдающихся проектов Щусева стала одна из самых красивых станций московского метро — «Комсомольская», за строительство которой Алексея Щусева посмертно наградили четвертой по счету сталинской премией.
Похоронили архитектора в 1949 году на Новодевичьем кладбище.


