Во второй половине XIX века композиторы Российской империи взяли курс на воплощение в музыке русской национальной идеи и фольклорных мотивов. Оперы «Князь Игорь», «Хованщина», «Садко» стали классикой, но какой путь прошли их авторы? Проверьте, что вы знаете о «могучей кучке» отечественных композиторов.
1 из 10

Творческий кружок, который за 20 лет существования стал целой эпохой в истории русской классической музыки, образовался в Санкт-Петербурге в конце 1850-х годов. В него вошли композиторы Милий Балакирев, Модест Мусоргский, Александр Бородин, Николай Римский-Корсаков и Цезарь Кюи.
Какая особенность объединяла этих музыкантов?
Дальше

2 из 10

Объединение называли Балакиревским кружком — по фамилии его основателя и руководителя. Название «Могучая кучка» появилось позже. В 1867 году в печати вышла статья о концерте, который прошел под управлением Балакирева на Всероссийской этнографической выставке. Статья завершалась словами: «Кончим наши заметки желанием: дай бог, чтоб наши славянские гости никогда не забыли сегодняшнего концерта; дай бог, чтоб они навсегда сохранили воспоминание о том, сколько поэзии, чувства, таланта и уменья есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов».
Кто был ее автором?
Дальше

3 из 10
Кучкисты, как их прозвали в музыкальном сообществе, имели общие взгляды на развитие музыки и выступали против академической рутины и оторванности от реальности. В противовес они хотели создать новую музыкальную школу. Какие идеи стали основными в творчестве «Могучей кучки»?
Выберите два варианта:
Дальше
4 из 10
В 1862 году, практически сразу после образования музыкального кружка, Милий Балакирев вместе с дирижером и преподавателем Гавриилом Ломакиным создал в Петербурге Бесплатную музыкальную школу. Школа должна была давать хорошее музыкальное образование всем желающим, а также устраивать концерты новой русской музыки, которую писали кучкисты. Однако уже в 1880-х из-за недостатка денег здесь преподавали только вокал и элементарную теорию музыки.
А когда школа закрылась?
Дальше
5 из 10
Этот молодой композитор познакомился и подружился с членами «Могучей кучки» в 1868 году. Однако «антиевропейскую» позицию кучкистов автор не разделял — и в 1880 году, уже став известным, писал: «Если Вы признаёте, что западные музыканты фатально увлекаются на свой теперешний путь, то и русская музыка тоже фатально идет вслед за ними, и против fatum’а ничего не поделаешь. <...> …Историю переделать нельзя, и уж если мы фатально попали благодаря Петру Великому в хвост Европы, то так навсегда в ней и останемся».
Кто этот композитор?
Дальше
6 из 10

Милий Балакирев всю жизнь восхищался и этой оперой Михаила Глинки. Под ее влиянием в 1855 году он написал свои первые фортепианные фантазии, увлекся русскими народными песнями и стал использовать фольклорные мотивы в классической музыке.
Что это за опера?
Дальше

7 из 10

Цезарь Кюи получил прозвище «генерал от музыки». Композитор не оставил военной службы до самой смерти и написал несколько научных трудов по фортификации — науке о военных укреплениях. Героем самой известной оперы Цезаря Кюи также стал русский офицер, участник самой длинной войны в истории России.
Какое литературное произведение легло в основу этой оперы?
Дальше

8 из 10

Модест Мусоргский был самым горячим приверженцем идей «Могучей кучки» и в 1870-е годы болезненно переживал ее распад. Он писал Владимиру Стасову: «Без знамени, без желаний, не видя и не желая видеть вдаль, корпят они над тем, что давно сделано, к чему их никто не зовет… Могучая кучка выродилась в бездушных изменников; «бич» оказался детской плеточкой». Его новаторскую оперу «Борис Годунов» публично раскритиковали и сами кучкисты. Еще более смелую и радикальную «Хованщину» Мусоргский писал до последних дней жизни, но так и не успел завершить.
В каком виде опера увидела свет?
Дальше

9 из 10

Николай Римский-Корсаков в 1888 году завершил оперу «Князь Игорь», над которой 18 лет работал Александр Бородин. Бородин закончил не так много музыкальных сочинений: большую часть времени он посвятил преподаванию и науке, в которой сделал несколько крупных открытий.
Какая у него была профессия?
Дальше

10 из 10
В 1880–90-е годы на смену «Могучей кучке» пришло другое музыкальное объединение — Беляевский кружок. Его участники исполняли произведения, обменивались замыслами и гораздо охотнее увлекались новыми идеями, в том числе и европейскими. Лидером нового кружка стал бывший кучкист Николай Римский-Корсаков. В книге «Летопись моей музыкальной жизни» он писал: «Можно ли считать Беляевский кружок продолжением Балакиревского, была ли между тем и другим известная доля сходства и в чем состояло различие, помимо изменения с течением времени его личного состава? <...> Кружок Балакирева соответствовал периоду «бури и натиска» в развитии русской музыки, а кружок Беляева — периоду спокойного шествия вперед; балакиревский был революционный, беляевский же — ***».
Как охарактеризовал кружок Римский-Корсаков?
Дальше