Шрифт
Цвет
Графика
Культура.РФ\Взлет и распад «могучей кучки» русской музыки
Начать зановоО викторине
#1
Во второй половине XIX века композиторы Российской империи взяли курс на воплощение в музыке русской национальной идеи и фольклорных мотивов. Оперы «Князь Игорь», «Хованщина», «Садко» стали классикой, но какой путь прошли их авторы? Проверьте, что вы знаете о «могучей кучке» отечественных композиторов.
1 из 10
Творческий кружок, который за 20 лет существования стал целой эпохой в истории русской классической музыки, образовался в Санкт-Петербурге в конце 1850-х годов. В него вошли композиторы Милий Балакирев, Модест Мусоргский, Александр Бородин, Николай Римский-Корсаков и Цезарь Кюи.
Какая особенность объединяла этих музыкантов?
Они были сводными братьями
Все пятеро не имели благородного происхождения
Ни у кого не было музыкального образования
В свое время каждый играл в полковом оркестре
Ответить
Дальше
2 из 10
Объединение называли Балакиревским кружком — по фамилии его основателя и руководителя. Название «Могучая кучка» появилось позже. В 1867 году в печати вышла статья о концерте, который прошел под управлением Балакирева на Всероссийской этнографической выставке. Статья завершалась словами: «Кончим наши заметки желанием: дай бог, чтоб наши славянские гости никогда не забыли сегодняшнего концерта; дай бог, чтоб они навсегда сохранили воспоминание о том, сколько поэзии, чувства, таланта и уменья есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов».
Кто был ее автором?
Писатель и критик Владимир Стасов
Немецкий композитор Ференц Лист
Композитор и преподаватель Антон Рубинштейн
Музыкальный критик Осип Левенсон
Ответить
Дальше
3 из 10
Кучкисты, как их прозвали в музыкальном сообществе, имели общие взгляды на развитие музыки и выступали против академической рутины и оторванности от реальности. В противовес они хотели создать новую музыкальную школу. Какие идеи стали основными в творчестве «Могучей кучки»?
Выберите два варианта:
Использование восточных мотивов и инструментов
Создание национального стиля в музыке
Отказ от сложных форм — оперы и симфонии
Поиск единой системы лейтмотивов и гармоний
Возрождение русского фольклора и народных песен
Ответить
Дальше
4 из 10
В 1862 году, практически сразу после образования музыкального кружка, Милий Балакирев вместе с дирижером и преподавателем Гавриилом Ломакиным создал в Петербурге Бесплатную музыкальную школу. Школа должна была давать хорошее музыкальное образование всем желающим, а также устраивать концерты новой русской музыки, которую писали кучкисты. Однако уже в 1880-х из-за недостатка денег здесь преподавали только вокал и элементарную теорию музыки.
А когда школа закрылась?
Во время Русско-японской войны в 1905 году
После смерти Милия Балакирева в 1910 году
С началом Первой мировой войны в 1914 году
После Октябрьской революции 1917 года
Ответить
Дальше
5 из 10
Этот молодой композитор познакомился и подружился с членами «Могучей кучки» в 1868 году. Однако «антиевропейскую» позицию кучкистов автор не разделял — и в 1880 году, уже став известным, писал: «Если Вы признаёте, что западные музыканты фатально увлекаются на свой теперешний путь, то и русская музыка тоже фатально идет вслед за ними, и против fatum’а ничего не поделаешь. <...> …Историю переделать нельзя, и уж если мы фатально попали благодаря Петру Великому в хвост Европы, то так навсегда в ней и останемся».
Кто этот композитор?
Николай Рубинштейн
Александр Даргомыжский
Петр Чайковский
Сергей Рахманинов
Ответить
Дальше
6 из 10
Милий Балакирев всю жизнь восхищался и этой оперой Михаила Глинки. Под ее влиянием в 1855 году он написал свои первые фортепианные фантазии, увлекся русскими народными песнями и стал использовать фольклорные мотивы в классической музыке.
Что это за опера?
«Руслан и Людмила»
«Жизнь за царя» («Иван Сусанин»)
«Венецианская ночь»
«Князь Холмский»
Ответить
Дальше
7 из 10
Цезарь Кюи получил прозвище «генерал от музыки». Композитор не оставил военной службы до самой смерти и написал несколько научных трудов по фортификации — науке о военных укреплениях. Героем самой известной оперы Цезаря Кюи также стал русский офицер, участник самой длинной войны в истории России.
Какое литературное произведение легло в основу этой оперы?
«Война и мир» Льва Толстого
«Тарас Бульба» Николая Гоголя
«Кавказский пленник» Александра Пушкина
«Севастопольские рассказы» Льва Толстого
Ответить
Дальше
8 из 10
Модест Мусоргский был самым горячим приверженцем идей «Могучей кучки» и в 1870-е годы болезненно переживал ее распад. Он писал Владимиру Стасову: «Без знамени, без желаний, не видя и не желая видеть вдаль, корпят они над тем, что давно сделано, к чему их никто не зовет… Могучая кучка выродилась в бездушных изменников; «бич» оказался детской плеточкой». Его новаторскую оперу «Борис Годунов» публично раскритиковали и сами кучкисты. Еще более смелую и радикальную «Хованщину» Мусоргский писал до последних дней жизни, но так и не успел завершить.
В каком виде опера увидела свет?
В полном: ее дописал Николай Римский-Корсаков
В виде черновиков и переложения для фортепиано
От оперы осталось только либретто
После революции все материалы были утрачены
Ответить
Дальше
9 из 10
Николай Римский-Корсаков в 1888 году завершил оперу «Князь Игорь», над которой 18 лет работал Александр Бородин. Бородин закончил не так много музыкальных сочинений: большую часть времени он посвятил преподаванию и науке, в которой сделал несколько крупных открытий.
Какая у него была профессия?
Доктор
Ботаник
Химик
Математик
Ответить
Дальше
10 из 10
В 1880–90-е годы на смену «Могучей кучке» пришло другое музыкальное объединение — Беляевский кружок. Его участники исполняли произведения, обменивались замыслами и гораздо охотнее увлекались новыми идеями, в том числе и европейскими. Лидером нового кружка стал бывший кучкист Николай Римский-Корсаков. В книге «Летопись моей музыкальной жизни» он писал: «Можно ли считать Беляевский кружок продолжением Балакиревского, была ли между тем и другим известная доля сходства и в чем состояло различие, помимо изменения с течением времени его личного состава? <...> Кружок Балакирева соответствовал периоду «бури и натиска» в развитии русской музыки, а кружок Беляева — периоду спокойного шествия вперед; балакиревский был революционный, беляевский же — ***».
Как охарактеризовал кружок Римский-Корсаков?
Консервативный
Прогрессивный
Авангардный
Эклектический
Ответить
Дальше
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%