Школьная гимнастерка, Букварь
Время создания
1950–1960-е годы
Место создания
СССР
Размер
Гимнастерка — 68 x 55 см, букварь — 26,7 х 16,7 см
Техника
Фабричное производство, типографская печать
1
Открыть в приложении#1
Школьная гимнастерка, Букварь
#2
#4
#7
Букварь становился первым учебником советского школьника. Главной его задачей было не только научить грамоте, но и воспитать подрастающее поколение в духе государственной идеологии.
В начальных классах дети учились читать по букварю, как правило, в первой четверти, и заканчивалась она праздником «Прощание с букварем». Обучение строилось на определенной методике: первоклассники изучали основные буквы и звуки и сразу усваивали их графическое обозначение. Буквари хорошо иллюстрировали: главными героями сюжетных картинок становились сверстники детей. Они собирали грибы, запускали воздушного змея, лепили снеговика, катались на коньках и санках и занимались другими обычными делами. Яркие картинки и примеры делали процесс обучения грамоте легким и понятным.
Этот букварь авторства советского педагога Сергея Редозубова был разработан для городских школ и впоследствии несколько раз переиздавался. На страницах букваря поднимались и серьезные темы: помощь по дому и саду, основные обязанности детей. «Ма-ма мы-ла ра-му» — одно из первых предложений, составленное в букваре. А рядом на картинке не только мама, которая моет раму, но и девочка, которая помогает — несет таз с водой. Важное место занимали и темы общегосударственного значения: труд в сельском хозяйстве, новые фабрики и заводы, благосостояние семьи, спорт. На страницах букваря появлялись октябрята — помощники взрослых, пример поведения для многих школьников. В начале 1960-х годов на последних страницах книги разместили портрет первого человека в космосе Юрия Гагарина.
В экспозиции музея представлен экземпляр букваря из стереотипного, 12 издания, выпущенный Государственным учебно-педагогическим издательством министерства просвещения РСФСР в 1964 году. Поскольку букварь бытовал в каждой советской семье, воспитывающей первоклассника, это была одна из самых распространенных книг. Поэтому букварь, как правило, не берегли: у каждого следующего ребенка в семье был новый. Парадоксально, но самая массовая советская книга стала одной из самых редких в XXI веке. Букварей, изданных в 1960-е годы, осталось очень немного, это библиографическая редкость.
В начальных классах дети учились читать по букварю, как правило, в первой четверти, и заканчивалась она праздником «Прощание с букварем». Обучение строилось на определенной методике: первоклассники изучали основные буквы и звуки и сразу усваивали их графическое обозначение. Буквари хорошо иллюстрировали: главными героями сюжетных картинок становились сверстники детей. Они собирали грибы, запускали воздушного змея, лепили снеговика, катались на коньках и санках и занимались другими обычными делами. Яркие картинки и примеры делали процесс обучения грамоте легким и понятным.
Этот букварь авторства советского педагога Сергея Редозубова был разработан для городских школ и впоследствии несколько раз переиздавался. На страницах букваря поднимались и серьезные темы: помощь по дому и саду, основные обязанности детей. «Ма-ма мы-ла ра-му» — одно из первых предложений, составленное в букваре. А рядом на картинке не только мама, которая моет раму, но и девочка, которая помогает — несет таз с водой. Важное место занимали и темы общегосударственного значения: труд в сельском хозяйстве, новые фабрики и заводы, благосостояние семьи, спорт. На страницах букваря появлялись октябрята — помощники взрослых, пример поведения для многих школьников. В начале 1960-х годов на последних страницах книги разместили портрет первого человека в космосе Юрия Гагарина.
В экспозиции музея представлен экземпляр букваря из стереотипного, 12 издания, выпущенный Государственным учебно-педагогическим издательством министерства просвещения РСФСР в 1964 году. Поскольку букварь бытовал в каждой советской семье, воспитывающей первоклассника, это была одна из самых распространенных книг. Поэтому букварь, как правило, не берегли: у каждого следующего ребенка в семье был новый. Парадоксально, но самая массовая советская книга стала одной из самых редких в XXI веке. Букварей, изданных в 1960-е годы, осталось очень немного, это библиографическая редкость.
#3
Школьная гимнастерка мальчика (форменка)
#5
#6
В 1949 году в Советском Союзе была введена единая школьная форма. Девочки носили коричневые платья, в обычные дни — с черным фартуком, а в праздничные — с нарядным белым. Эта форма не менялась вплоть до середины 1990-х годов, до тех пор, пока ее окончательно не отменили. Школьная одежда для мальчиков в разные годы отличалась.
В музейной экспозиции представлена шерстяная форменная гимнастерка темно-серого цвета начала 1950-х годов. Такие гимнастерки полувоенного образца ученики носили вплоть до начала 1960-х. Форма в те года считалась обязательной, но строго с мальчиков не спрашивали. В связи с тем, что одежда стоила дорого, ученики часто носили простые рубашки и курточки. Под школьной гимнастеркой или «форменкой», как ее еще называли, правила предписывали носить белую рубашку. Однако чаще к гимнастерке просто подшивали сменные белые воротнички.
В обязательный комплект формы для мальчиков также входил широкий ремень, которым подпоясывали гимнастерку. Школьный ремень имел отличительную черту — особенную пряжку с эмблемой. На пряжке были изображены две ветви лавра, перевязанные лентой. В центре изображения буква «Ш» — школа, школьник. В форменный комплект входила также и фуражка с козырьком.
В 1962 году была проведена реформа, и мальчики стали ходить в школу в костюме — пиджаке и брюках серого цвета, а позднее синего цвета. Эта гимнастерка была найдена в помещениях средней школы № 7 Северодвинска — одной из старейших и самых крупных школ города. Она начала работать в 1950-е годы, сюда ходили ребята из новых жилых районов, которые застраивались каменными многоэтажными домами. Всего в городе на начало 1950-х годов действовало восемь школ, к концу 1960-х годов школ было уже 23. За эти десятилетия возросло не только количество школ и обучающихся в них учеников, но и произошли качественные изменения в самой образовательной системе.
В 1944 году в школах появилась привычная нам пятибалльная система оценок. В 1949 году было введено всеобщее семилетнее, а в 1959 году — восьмилетнее обучение и политехническое образование. В 1954 году девочки и мальчики стали обучаться вместе.
В музейной экспозиции представлена шерстяная форменная гимнастерка темно-серого цвета начала 1950-х годов. Такие гимнастерки полувоенного образца ученики носили вплоть до начала 1960-х. Форма в те года считалась обязательной, но строго с мальчиков не спрашивали. В связи с тем, что одежда стоила дорого, ученики часто носили простые рубашки и курточки. Под школьной гимнастеркой или «форменкой», как ее еще называли, правила предписывали носить белую рубашку. Однако чаще к гимнастерке просто подшивали сменные белые воротнички.
В обязательный комплект формы для мальчиков также входил широкий ремень, которым подпоясывали гимнастерку. Школьный ремень имел отличительную черту — особенную пряжку с эмблемой. На пряжке были изображены две ветви лавра, перевязанные лентой. В центре изображения буква «Ш» — школа, школьник. В форменный комплект входила также и фуражка с козырьком.
В 1962 году была проведена реформа, и мальчики стали ходить в школу в костюме — пиджаке и брюках серого цвета, а позднее синего цвета. Эта гимнастерка была найдена в помещениях средней школы № 7 Северодвинска — одной из старейших и самых крупных школ города. Она начала работать в 1950-е годы, сюда ходили ребята из новых жилых районов, которые застраивались каменными многоэтажными домами. Всего в городе на начало 1950-х годов действовало восемь школ, к концу 1960-х годов школ было уже 23. За эти десятилетия возросло не только количество школ и обучающихся в них учеников, но и произошли качественные изменения в самой образовательной системе.
В 1944 году в школах появилась привычная нам пятибалльная система оценок. В 1949 году было введено всеобщее семилетнее, а в 1959 году — восьмилетнее обучение и политехническое образование. В 1954 году девочки и мальчики стали обучаться вместе.
#8
Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Северодвинский городской краеведческий музей»
читать дальшескрыть
Школьная гимнастерка, Букварь
Время создания
1950–1960-е годы
Место создания
СССР
Размер
Гимнастерка — 68 x 55 см, букварь — 26,7 х 16,7 см
Техника
Фабричное производство, типографская печать
1

Открыть в приложении
Поделиться