Большую стелу из девонского песчаника нашли в 1958 году в долине реки Аскиз на левом берегу реки возле улуса Балганов Аскизского района. Археологической экспедицией в долине руководил Леонид Кызласов. Стела была вкопана в насыпь большого тагарского кургана в 150 метрах к востоку-северо-востоку от Читыхысского чаатаса — одного из средневековых погребальных сооружений, которые встречаются только в Хакасско-Минусинской котловине.
Чаатасами, или камнями войны, хакасы называли группы каменных погребальных курганов, обставленных высокими плитами или каменными столбами-менгирами — грубо обработанными обелисками. Под менгиры хакасы часто использовали изваяния или стелы с рисунками древней окуневской или тагарской (VIII–III века до нашей эры) культуры. Практически все чаатасы сооружали на старых кладбищах таштыкской культуры, которая существовала со II века до нашей эры по V век нашей эры и была преемницей тагарской. Чаатасы тянулись цепочкой с юга или юго-востока на север или северо-запад.
По указанию Кызласова эту стелу высотой в 369 сантиметров перевез в Хакасский областной краеведческий музей в 1958 году археолог Альберт Липский. Стела принадлежит окуневской археологической культуре конца III — начала II тысячелетия до нашей эры.
Точечной выбивкой мастер изобразил на песчанике солнечное божество — источник жизни природы и человека в представлении древнего населения Сибири. Мастер разделил основную личину горизонтальной линией на две части. Верхняя соотносилась с небесной зоной изваяния: три лунки обозначали глаза, к которым от внешнего края тянутся змеевидные отростки. От разделяющей линии по центру вниз мастер пустил змеевидный отросток — нос. Ниже расположил широкий рот в виде овального желобка, по краям которого выбиты незамкнутые треугольники. Подбородок он изобразил в виде трех дугообразных линий с тремя уходящими вверх отростками.
От нижнего края основной личины вниз идут три отростка, с левой стороны между ними вписана еще одна небольшая личина, а с правой изображены фигуры животных. Предположительно, они закрывают личину, расположенную ниже основной и сохранившуюся частично.
В самом низу стелы мастер выбил фигуру животного. От его головы идут две линии, сливаются в одну, а затем разделяются на три. Один конец линии примыкает к знаку в виде круга, а второй круг расположен между двумя ответвлениями. Этот рисунок, судя по технике нанесения, сделали позже основных личин.
Чаатасами, или камнями войны, хакасы называли группы каменных погребальных курганов, обставленных высокими плитами или каменными столбами-менгирами — грубо обработанными обелисками. Под менгиры хакасы часто использовали изваяния или стелы с рисунками древней окуневской или тагарской (VIII–III века до нашей эры) культуры. Практически все чаатасы сооружали на старых кладбищах таштыкской культуры, которая существовала со II века до нашей эры по V век нашей эры и была преемницей тагарской. Чаатасы тянулись цепочкой с юга или юго-востока на север или северо-запад.
По указанию Кызласова эту стелу высотой в 369 сантиметров перевез в Хакасский областной краеведческий музей в 1958 году археолог Альберт Липский. Стела принадлежит окуневской археологической культуре конца III — начала II тысячелетия до нашей эры.
Точечной выбивкой мастер изобразил на песчанике солнечное божество — источник жизни природы и человека в представлении древнего населения Сибири. Мастер разделил основную личину горизонтальной линией на две части. Верхняя соотносилась с небесной зоной изваяния: три лунки обозначали глаза, к которым от внешнего края тянутся змеевидные отростки. От разделяющей линии по центру вниз мастер пустил змеевидный отросток — нос. Ниже расположил широкий рот в виде овального желобка, по краям которого выбиты незамкнутые треугольники. Подбородок он изобразил в виде трех дугообразных линий с тремя уходящими вверх отростками.
От нижнего края основной личины вниз идут три отростка, с левой стороны между ними вписана еще одна небольшая личина, а с правой изображены фигуры животных. Предположительно, они закрывают личину, расположенную ниже основной и сохранившуюся частично.
В самом низу стелы мастер выбил фигуру животного. От его головы идут две линии, сливаются в одну, а затем разделяются на три. Один конец линии примыкает к знаку в виде круга, а второй круг расположен между двумя ответвлениями. Этот рисунок, судя по технике нанесения, сделали позже основных личин.