Это изваяние из девонского песчаника стояло около озера Черное в Ширинском районе Хакасии. Его обнаружили на пашне рядом с упавшим менгиром — простейшим мегалитом — в двух километрах к юго-западу от отрогов горы Хызыл-хас. В Хакасский областной краеведческий музей стелу передал археолог Альберт Липский.
Специалисты определили, что это изваяние относится к окуневской археологической культуре и датируется концом III — началом II тысячелетия до нашей эры. Окуневцы обитали на территории современной Хакасии и на юге Красноярского края в бронзовом веке.
На стеле высотой около двух метров сохранилась рельефная личина — образ неизвестного божества — с рогами и ушами. Изображение выбито по центру узкой грани изваяния на округлом яйцевидном выступе.
Личина разделена на три части. Их обрамляют горизонтальные линии. Со лба к верхней линии спускается двойная волнистая вертикальная полоса. Левая сторона личины не сохранилась: ее покрывает множество круглых лунок. На правой части остался глаз с круглой выемкой в центре.
Ниже проходит двойная горизонтальная линия, с правой стороны от которой видна ноздря в виде кружка с точкой. Под полосой по центру личины расположен широкий рот в виде овального желобка. Подбородок образуют две дугообразные линии.
Над личиной сохранилось едва заметное изображение стилизованной змеи с открытой пастью. Ее обвивает еще один змей. В мифах самых разных народов образ змеи часто связан с так называемым нижним миром, однако это животное может также символизировать молнию и изливающийся с небес дождь.
На боковых плоскостях изваяния выбиты рисунки более позднего происхождения. С правой стороны друг над другом расположены четыре фигуры узких безрогих коров с тонкими ножками и длинными хвостами с кисточками. Они высечены в выемчатой силуэтной технике.
В верхней части левой плоскости сохранилось изображение рогатого быка. А ниже, ближе к самой личине, — еще один силуэт коровы. Между животными изображен четырехрожковый солярный знак, нанесенный в технике точечной выбивки.
Специалисты определили, что это изваяние относится к окуневской археологической культуре и датируется концом III — началом II тысячелетия до нашей эры. Окуневцы обитали на территории современной Хакасии и на юге Красноярского края в бронзовом веке.
На стеле высотой около двух метров сохранилась рельефная личина — образ неизвестного божества — с рогами и ушами. Изображение выбито по центру узкой грани изваяния на округлом яйцевидном выступе.
Личина разделена на три части. Их обрамляют горизонтальные линии. Со лба к верхней линии спускается двойная волнистая вертикальная полоса. Левая сторона личины не сохранилась: ее покрывает множество круглых лунок. На правой части остался глаз с круглой выемкой в центре.
Ниже проходит двойная горизонтальная линия, с правой стороны от которой видна ноздря в виде кружка с точкой. Под полосой по центру личины расположен широкий рот в виде овального желобка. Подбородок образуют две дугообразные линии.
Над личиной сохранилось едва заметное изображение стилизованной змеи с открытой пастью. Ее обвивает еще один змей. В мифах самых разных народов образ змеи часто связан с так называемым нижним миром, однако это животное может также символизировать молнию и изливающийся с небес дождь.
На боковых плоскостях изваяния выбиты рисунки более позднего происхождения. С правой стороны друг над другом расположены четыре фигуры узких безрогих коров с тонкими ножками и длинными хвостами с кисточками. Они высечены в выемчатой силуэтной технике.
В верхней части левой плоскости сохранилось изображение рогатого быка. А ниже, ближе к самой личине, — еще один силуэт коровы. Между животными изображен четырехрожковый солярный знак, нанесенный в технике точечной выбивки.