Костюм женский праздничный Брянской области
Немцы безрассудно отпарывали от домотканных понев самую нижнюю, самую орнаментированную ее часть, подолицу, где на некоторых был изображен свастический орнамент, также выпарывали и вышитые полеты с рубах, где также была символика и отправляли на родину, в Германию, где на баллах и на светских приемах, их женщины щеголяли нашим русским достоянием народного творчества, изготовленные обычными деревенскими женщинами. <…> А у славянских же племен, она трактовалась, как оберег, как знак солнца и как один из главных символов жизни. Не могли согласиться фашисты, чтобы у славян были эти знаки, ведь высшей расой и властелинами мира они считали только себя и обладателями столь известного орнамента должны владеть только они. И найти этот знак у них входило в раж.
Из экспедиционных записей (1990 г.) Заслуженного деятеля искусств, кандидата искусствоведения, профессора, заведующей кафедрой этномузыкологии Воронежского государственного института искусств Галины Яковлевны Сысоевой, город Воронеж.
Помимо представленных в точках интереса основных компонентов костюма, важными дополняющими элементами являются:
Кушак — вязан из красных шерстяных нитей, концы распущены.
Головной убор — повойник в виде мягкой шапочки из красной хлопчатобумажной ткани с очельем, украшенным блестками, жёлтой петельчатой тесьмой, двумя рядами золотистых бусин, пуговицами и двумя розетками из бусин. К затылочной части повойника пришиты разноцветные атласные ленты.
Нагрудные украшения:
нити бус из стеклянного красного бисера, соединённых шёлковой фиолетового цвета планкой.
гайтан из разноцветного бисера, концы которого соединены медальоном из янтаря.
ожерелки в виде сетки из сплетённого бесцветного бисера, пришитой к полосе красной ткани.
Костюм женский праздничный Брянской области
