Изваяние «Иней тас» первоначально находилось в одном из каменных курганов средневекового Камыштинского чаатаса — родового могильника древних кыргызов. Он был расположен на левом берегу реки Ниня у истоков реки Камышта в Усть-Абаканском районе Республики Хакасии. В Хакасский краеведческий музей изваяние вывез археолог Альберт Липский в 1953 году.
«Иней тас» в переводе с хакасского означает «каменная старуха». Изваяние было изготовлено из серого песчаника, в его верхней части выбито изображение человеческого лица. Рисунок сохранился плохо, поскольку песчаник больше других камней подвержен выветриванию из-за своей слоистой структуры. Однако можно увидеть, что он изображает лицо овальной формы с узким подбородком. Над глазами двумя изогнутыми линиями обозначены брови. Их линии опускаются вниз, плавно переходя в линию носа. Под ним желобчатой полоской изображен рот.
Археологи предполагают, что на камне высечено женское лицо. Для изготовления таких изваяний древние скульпторы брали естественный блок песчаника и тщательно обтесывали, чтобы придать нужную форму. Следы обработки песчаника хорошо видны в его верхней части: там можно увидеть следы точечной выбивки. Следы работы над камнем видны и на фронтальной поверхности, и в центральной части, где рельефно высечен так называемый беременный живот изваяния.
Жители хакасских сел в долинах рек Камышта и Ниня традиционно почитали изваяние «Иней тас» как олицетворение богини Умай — покровительницы материнства и детства. Считалось, что богиня охраняет детей с рождения и до шести лет, оберегает их от бед и злых духов. Улыбку, плач и даже болезнь ребенка связывали с Умай: если она на месте, ребенок спокоен и здоров. Если ребенок заболевал, значит, богини не было рядом. Хакасы верили, что в таком случае он может умереть, и обязательно приглашали шамана. Он совершал обряд и определял, не похищена ли душа ребенка злыми духами.
Считалось, что шаманы обладают передающимся по наследству даром лечить людей. Шаман был проводником между живыми и ушедшими в иной мир, а также между миром людей и миром природы. Они умели подражать голосам зверей и птиц, в образе которых выступали их духи-помощники, ржанию жертвенного коня, ездового коня божества. За процессом всегда наблюдают рядовые участники камлания.
«Иней тас» в переводе с хакасского означает «каменная старуха». Изваяние было изготовлено из серого песчаника, в его верхней части выбито изображение человеческого лица. Рисунок сохранился плохо, поскольку песчаник больше других камней подвержен выветриванию из-за своей слоистой структуры. Однако можно увидеть, что он изображает лицо овальной формы с узким подбородком. Над глазами двумя изогнутыми линиями обозначены брови. Их линии опускаются вниз, плавно переходя в линию носа. Под ним желобчатой полоской изображен рот.
Археологи предполагают, что на камне высечено женское лицо. Для изготовления таких изваяний древние скульпторы брали естественный блок песчаника и тщательно обтесывали, чтобы придать нужную форму. Следы обработки песчаника хорошо видны в его верхней части: там можно увидеть следы точечной выбивки. Следы работы над камнем видны и на фронтальной поверхности, и в центральной части, где рельефно высечен так называемый беременный живот изваяния.
Жители хакасских сел в долинах рек Камышта и Ниня традиционно почитали изваяние «Иней тас» как олицетворение богини Умай — покровительницы материнства и детства. Считалось, что богиня охраняет детей с рождения и до шести лет, оберегает их от бед и злых духов. Улыбку, плач и даже болезнь ребенка связывали с Умай: если она на месте, ребенок спокоен и здоров. Если ребенок заболевал, значит, богини не было рядом. Хакасы верили, что в таком случае он может умереть, и обязательно приглашали шамана. Он совершал обряд и определял, не похищена ли душа ребенка злыми духами.
Считалось, что шаманы обладают передающимся по наследству даром лечить людей. Шаман был проводником между живыми и ушедшими в иной мир, а также между миром людей и миром природы. Они умели подражать голосам зверей и птиц, в образе которых выступали их духи-помощники, ржанию жертвенного коня, ездового коня божества. За процессом всегда наблюдают рядовые участники камлания.