В 1956 году археолог Хакасского областного краеведческого музея Альберт Липский обнаружил в низовьях реки Тёя в Аскизском районе Хакасии каменную стелу высотой более 2 метров. Она была вкопана вершиной вниз в ограду тагарского кургана, с западной его стороны. Ученые установили, что ее изготовили в конце III — начале II тысячелетия до нашей эры из красного песчаника, который образовался еще в девонском периоде — от 358 до 419 миллионов лет назад.
Стела относится к культуре окуневцев — племен, которые населяли территорию современной Хакасии в начале бронзового века. На каменных столбах и плитах они высекали изображения божеств, духов, солярных символов.
В средней части стелы вырезана так называемая личина — схематическое изображение человеческого лица. Лоб и подбородок у нее выделены четким контуром. Между глазами и ртом, на уровне скул, проходит горизонтальная черта. Носа у личины нет, глаза обозначены лунками, а рот имеет форму широкого овального желобка. Треть изображения с левой стороны не сохранилась до наших дней.
На левой стороне стелы выбиты друг над другом два солярных знака. Один из них выглядит как окружность с четырьмя треугольными лучами по сторонам, второй похож на него, но имеет неглубокую лунку в центре. Под нижним знаком видно изображение лошади, но его, вероятно, нанесли на изваяние позже — между VIII и III веками до нашей эры, в тагарский период. Возможно, тогда стела и стала частью курганной ограды.
Альберт Липский предполагал, что личина на этом каменном изваянии изображает таг ээзи — духа, который считался хозяином гор, тайги и всех зверей, там обитавших. Согласно древним хакасским верованиям, таг ээзи жили в так называемом Среднем мире — то есть среди людей. Верхний мир, по таким мифам, населяли добрые боги и повелители стихий, а в Нижнем обитали злые духи, которые стремились всячески навредить человеку. Считалось, что таг ээзи относятся к людям доброжелательно, могут дать долголетие, здоровый скот и счастливую жизнь. Однако сохранились предания, в которых духи наказывали тех, кто непочтительно относился к ним или вредил природе.
Стела относится к культуре окуневцев — племен, которые населяли территорию современной Хакасии в начале бронзового века. На каменных столбах и плитах они высекали изображения божеств, духов, солярных символов.
В средней части стелы вырезана так называемая личина — схематическое изображение человеческого лица. Лоб и подбородок у нее выделены четким контуром. Между глазами и ртом, на уровне скул, проходит горизонтальная черта. Носа у личины нет, глаза обозначены лунками, а рот имеет форму широкого овального желобка. Треть изображения с левой стороны не сохранилась до наших дней.
На левой стороне стелы выбиты друг над другом два солярных знака. Один из них выглядит как окружность с четырьмя треугольными лучами по сторонам, второй похож на него, но имеет неглубокую лунку в центре. Под нижним знаком видно изображение лошади, но его, вероятно, нанесли на изваяние позже — между VIII и III веками до нашей эры, в тагарский период. Возможно, тогда стела и стала частью курганной ограды.
Альберт Липский предполагал, что личина на этом каменном изваянии изображает таг ээзи — духа, который считался хозяином гор, тайги и всех зверей, там обитавших. Согласно древним хакасским верованиям, таг ээзи жили в так называемом Среднем мире — то есть среди людей. Верхний мир, по таким мифам, населяли добрые боги и повелители стихий, а в Нижнем обитали злые духи, которые стремились всячески навредить человеку. Считалось, что таг ээзи относятся к людям доброжелательно, могут дать долголетие, здоровый скот и счастливую жизнь. Однако сохранились предания, в которых духи наказывали тех, кто непочтительно относился к ним или вредил природе.