Эту стелу из девонского песчаника нашел в 1949 году этнограф и археолог Альберт Липский в устье лога Хыр-чолы. Этот длинный глубокий овраг расположен возле улуса Бельтиры на левом берегу реки Абакан Аскизского района Хакасии. В 1953 году Липский перевез стелу вместе с другими изваяниями в Хакасский областной краеведческий музей.
Стела «Хыс-кёзе» принадлежит к окуневской археологической культуре конца III — начала II тысячелетия до нашей эры. Позже ее использовали как выносную стелу с юго-западной стороны тагарского кургана. Тагарская археологическая культура Минусинской котловины пришлась на VIII–III века до нашей эры, ее характерная черта — строительство внушительных курганов.
«Хыс-кёзе» в переводе с хакасского означает «каменная девушка» или «девушка-менгир». Менгир — грубо обработанная и установленная человеком каменная глыба, высота которой превышает ширину.
На узкой грани стелы древний мастер высек антропоморфную, или человекоподобную, личину божества. Из-за того, что он тщательно прошлифовал детали изображения, личина выглядит так, будто выступает из камня. В верхней части он выделил сильно выступающие надбровные дуги, валиком нависающие над закрытыми глазами. На стеле выделен нос, он начинается от бровей. С боков носа сделана прошлифовка, которая подчеркивает рельефные скулы. В нижней части мастер расположил овальный рот в виде сплошного углубления, а нижнюю челюсть сделал квадратной.
Навершие изваяния, по мнению археолога Леонида Кызласова, имеет очертания головы барана, конец морды которого нависает над антропоморфной личиной, расположенной ниже. В окуневских жертвенных ритуалах бараны занимали важное место: шкурки ягнят с черепом и копытцами встречаются под древними изваяниями и менгирами этой культуры, а кости баранов — среди камней окуневских жертвенников. Кроме этого, некоторые стелы окуневской культуры также украшены навершием в виде головы барана.
По другой версии, высказанной исследователями, это наголовник в виде головы птицы. Рисунки, изображающие фигуры божеств с головой хищной птицы, встречаются на плитах из кургана Тас-Хаза, что переводится с хакасского как «каменный двор». В пользу этой версии говорят тонкие линии, идущие от головы навершия: они напоминают зачесанные назад волосы. Предполагают, что эти линии — лучи, которые встречаются в окуневском искусстве у фигур, сочетающих признаки человека и птицы.
Стела «Хыс-кёзе» принадлежит к окуневской археологической культуре конца III — начала II тысячелетия до нашей эры. Позже ее использовали как выносную стелу с юго-западной стороны тагарского кургана. Тагарская археологическая культура Минусинской котловины пришлась на VIII–III века до нашей эры, ее характерная черта — строительство внушительных курганов.
«Хыс-кёзе» в переводе с хакасского означает «каменная девушка» или «девушка-менгир». Менгир — грубо обработанная и установленная человеком каменная глыба, высота которой превышает ширину.
На узкой грани стелы древний мастер высек антропоморфную, или человекоподобную, личину божества. Из-за того, что он тщательно прошлифовал детали изображения, личина выглядит так, будто выступает из камня. В верхней части он выделил сильно выступающие надбровные дуги, валиком нависающие над закрытыми глазами. На стеле выделен нос, он начинается от бровей. С боков носа сделана прошлифовка, которая подчеркивает рельефные скулы. В нижней части мастер расположил овальный рот в виде сплошного углубления, а нижнюю челюсть сделал квадратной.
Навершие изваяния, по мнению археолога Леонида Кызласова, имеет очертания головы барана, конец морды которого нависает над антропоморфной личиной, расположенной ниже. В окуневских жертвенных ритуалах бараны занимали важное место: шкурки ягнят с черепом и копытцами встречаются под древними изваяниями и менгирами этой культуры, а кости баранов — среди камней окуневских жертвенников. Кроме этого, некоторые стелы окуневской культуры также украшены навершием в виде головы барана.
По другой версии, высказанной исследователями, это наголовник в виде головы птицы. Рисунки, изображающие фигуры божеств с головой хищной птицы, встречаются на плитах из кургана Тас-Хаза, что переводится с хакасского как «каменный двор». В пользу этой версии говорят тонкие линии, идущие от головы навершия: они напоминают зачесанные назад волосы. Предполагают, что эти линии — лучи, которые встречаются в окуневском искусстве у фигур, сочетающих признаки человека и птицы.