Стелу тагарского кургана археологи нашли у поселка Пуланколь Аскизского района Республики Хакасия. Курган находится недалеко от построек поселка среди тагарского могильника. Представленная песчаниковая плита находилась посередине юго-восточной стороны ограды. В Хакасский областной краеведческий музей ее привез археолог Леонид Кызласов в 1981 году.
На гладкой поверхности камня сохранилась левая часть редкого антропоморфного изображения. Правая часть плиты была отбита и утрачена в древности, еще до сооружения кургана. Первоначально изображение находилось по центру камня, который когда-то стоял отдельно на берегу реки Камышты. На плите узкими неглубокими линиями выбито человекоподобное божество с овальной головой, ушами и рогами. Тулово изваяния имеет сужающуюся талию, грудь, охваченную поперечными полукольцами, и бедра. В правой руке божество держит небольшое животное, левая поднята вверх. Под правой рукой выбиты горизонтальные линии. Еще одна линия идет вниз от левой руки. С обеих сторон бедер обозначены выступы. Глаза божества схематично намечены полукруглыми дугами. Поперечная линия разделяет личину посередине на две части, в нижней обозначен рот.
К сожалению, нижняя часть изображения не сохранилась, поэтому можно увидеть только переднюю часть животного с рогами, обращенными назад. Возможно, это изображение косули или козла. Часть личины перечеркнута выбитой, идущей сверху линией, поперек которой проходит другая извивающаяся черта. Исследователи предполагают, что эта часть рисунка была нанесена позже, чем основное изображение.
По мнению ученых, божество, изображенное на стеле, почиталось в древности как хозяин этих мест и животных, населяющих окрестные земли и таежные леса. Личность божества изображена в значительной степени условно, а вот рисунки животных выполнены относительно реалистично. Согласно представлениям хакасов, детальные изображения потенциальной добычи и ритуалы, связанные с ними, могли помочь на охоте. Однако чаще всего на камне изображали домашних животных, например лошадей. Типичным является профильное контурное изображение, иногда силуэты украшали простым геометрическим орнаментом.
На гладкой поверхности камня сохранилась левая часть редкого антропоморфного изображения. Правая часть плиты была отбита и утрачена в древности, еще до сооружения кургана. Первоначально изображение находилось по центру камня, который когда-то стоял отдельно на берегу реки Камышты. На плите узкими неглубокими линиями выбито человекоподобное божество с овальной головой, ушами и рогами. Тулово изваяния имеет сужающуюся талию, грудь, охваченную поперечными полукольцами, и бедра. В правой руке божество держит небольшое животное, левая поднята вверх. Под правой рукой выбиты горизонтальные линии. Еще одна линия идет вниз от левой руки. С обеих сторон бедер обозначены выступы. Глаза божества схематично намечены полукруглыми дугами. Поперечная линия разделяет личину посередине на две части, в нижней обозначен рот.
К сожалению, нижняя часть изображения не сохранилась, поэтому можно увидеть только переднюю часть животного с рогами, обращенными назад. Возможно, это изображение косули или козла. Часть личины перечеркнута выбитой, идущей сверху линией, поперек которой проходит другая извивающаяся черта. Исследователи предполагают, что эта часть рисунка была нанесена позже, чем основное изображение.
По мнению ученых, божество, изображенное на стеле, почиталось в древности как хозяин этих мест и животных, населяющих окрестные земли и таежные леса. Личность божества изображена в значительной степени условно, а вот рисунки животных выполнены относительно реалистично. Согласно представлениям хакасов, детальные изображения потенциальной добычи и ритуалы, связанные с ними, могли помочь на охоте. Однако чаще всего на камне изображали домашних животных, например лошадей. Типичным является профильное контурное изображение, иногда силуэты украшали простым геометрическим орнаментом.