Камень с изображениями маралов находился в конструкции кургана тагарской культуры (VIII–III век до нашей эры) близ устья реки Уты, в Бейском районе. Его вывез в 1960-х годах сотрудник музея Альберт Липский — известный хакасский археолог, заслуженный работник культуры РСФСР. Изображение на камне создано в то же время, что и курган.
В конструкциях курганов Хакасско-Минусинской котловины плиты песчаника устанавливали вертикально, обычно по углам погребений. На них часто наносили рисунки — петроглифы.
Стела из коллекции музея представляет собой удлиненную плиту песчаника прямоугольной формы. На двух гладких противоположных плоскостях древний мастер в технике точечной выбивки изобразил оленей (маралов). У одного из них прорисованы запрокинутая голова с ветвистыми рогами, уши, согнутая спина. На туловище нанесены многочисленные спирали. Чуть ниже и правее виден еще один олень. У него также хорошо просматриваются морда, раскидистые рога и спиралевидные знаки на туловище.
Ниже от него сплошной выбивкой нанесена фигура животного, передняя и задняя части туловища которого повернуты в разные стороны, перекручены. Так в древнем искусстве — и особенно часто в Сибири в скифское время — изображали стремительное движение.
Далее внизу в ряд выбиты фигуры трех оленей в движении, их рога прорисованы линиями без отростков. Ниже стоит марал с высокой шеей и ветвистыми рогами, у него можно рассмотреть глаз и ухо, а в центре его туловища нарисована птица с длинным клювом. Еще одна птица справа по очертаниям напоминает дрофу. На правой плоскости изваяния просматриваются изображения оленей, выполненные более схематично.
Рисунки на камне относятся к скифо-сибирскому звериному стилю. Он был распространен в евразийских степях в VIII–III веках до нашей эры. Характерный признак стиля — сюжеты с животными в динамических позах, в движении. Оленя древние мастера изображали особенно часто: он считался тотемным животным. Такие рисунки наделяли магическими свойствами. Некоторые исследователи полагают, что в Сибири существовал культ оленя как солнечного божества — источника света и жизни на земле.
В конструкциях курганов Хакасско-Минусинской котловины плиты песчаника устанавливали вертикально, обычно по углам погребений. На них часто наносили рисунки — петроглифы.
Стела из коллекции музея представляет собой удлиненную плиту песчаника прямоугольной формы. На двух гладких противоположных плоскостях древний мастер в технике точечной выбивки изобразил оленей (маралов). У одного из них прорисованы запрокинутая голова с ветвистыми рогами, уши, согнутая спина. На туловище нанесены многочисленные спирали. Чуть ниже и правее виден еще один олень. У него также хорошо просматриваются морда, раскидистые рога и спиралевидные знаки на туловище.
Ниже от него сплошной выбивкой нанесена фигура животного, передняя и задняя части туловища которого повернуты в разные стороны, перекручены. Так в древнем искусстве — и особенно часто в Сибири в скифское время — изображали стремительное движение.
Далее внизу в ряд выбиты фигуры трех оленей в движении, их рога прорисованы линиями без отростков. Ниже стоит марал с высокой шеей и ветвистыми рогами, у него можно рассмотреть глаз и ухо, а в центре его туловища нарисована птица с длинным клювом. Еще одна птица справа по очертаниям напоминает дрофу. На правой плоскости изваяния просматриваются изображения оленей, выполненные более схематично.
Рисунки на камне относятся к скифо-сибирскому звериному стилю. Он был распространен в евразийских степях в VIII–III веках до нашей эры. Характерный признак стиля — сюжеты с животными в динамических позах, в движении. Оленя древние мастера изображали особенно часто: он считался тотемным животным. Такие рисунки наделяли магическими свойствами. Некоторые исследователи полагают, что в Сибири существовал культ оленя как солнечного божества — источника света и жизни на земле.