Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Экспозиция музея И.А. Бунина»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Пробковый шлем, четки из янтаря и из кипариса

0
Открыть в приложении
#1
Пробковый шлем, четки из янтаря и из кипариса
#15
Пробковый шлем Бунина И.А.
#2
Пробковый шлем — это легкая шляпа или каска, защищающая голову от солнечных лучей. Традиционно их изготавливают из пробки или растительных волокон и покрывают тканью.

Первые образцы подобных головных уборов появились в XIX веке: в 1840-х годах в Англии разработали унифицированную модель пробкового шлема для колониальных войск, которые несли службу в тропических странах. Шлемы такой модели (Home Service Helmet) и в наше время остаются элементом парадной формы английской полиции.

Со временем пробковые шлемы стали популярными гражданскими головными уборами. Чаще всего ими пользовались путешественники во время поездок по жарким странам. Называли такие шляпы «панамками».

В экспозиции музея представлен знаменитый пробковый шлем Ивана Бунина, в котором его можно увидеть на многих фотографиях. Эта шляпа для путешествий изготовлена из легкого и прочного пробкового дерева и обшита хлопковой тканью.

Шлем был одним из любимых головных уборов Бунина. Его писатель приобрел в 1907 году во время путешествия по странам Востока, куда он отправился вместе с будущей женой Верой Муромцевой.

Эта поездка стала началом совместной жизни Муромцевой и Бунина, которая продлилась 47 лет. Они познакомились в 1906 году, и на протяжении полугода скрывали свои отношения: близкие Муромцевой не одобряли ее увлечение. Однако в марте 1907 года Вера Николаевна наконец решила поговорить с отцом откровенно и призналась ему: «Знаешь, я с Буниным решила совершить путешествие по Святой Земле». Николай Муромцев никак не прокомментировал желание дочери связать свою жизнь с Буниным — он молча встал, подошел к тахте, над которой висела географическая карта, и стал объяснять дочери, где находится Палестина. 

Иван Бунин часто вспоминал это путешествие:
#10
«Так утешаюсь и я, воскрешая в себе те светоносные древние страны, где некогда ступала и моя нога, те благословенные дни, когда на полудне стояло солнце моей жизни, когда, в цвете сил и надежд, рука об руку с той, кому Бог судил быть моей спутницей до гроба, совершал я свое первое дальнее странствие, брачное путешествие, бывшее вместе с тем и паломничеством во Святую Землю господа нашего Иисуса Христа».
Бунин И.А.
#17
Полное наименование: Пробковый шлем Бунина Ивана Алексеевича
Дата создания: XIX век
Место создания: Палестина
Размеры: Высота — 15 см; поля — 35×29 см
Коллекция: Музей И.А. Бунина
Правообладатель: изображений Бюджетное учреждение культуры Орловской области «Орловский объединенный государственный литературный музей И.С. Тургенева»
№ Госкаталога: 20514300
#12
Четки из янтаря
#7
Янтарные четки, представленные в экспозиции музея, Иван Бунин привез из поездки по странам Востока, куда он отправился с Верой Муромцевой, своей будущей женой, весной 1907 года. В философском рассказе-эссе «Роза Иерихона» классик так вспоминал это путешествие: «Так утешаюсь и я, воскрешая в себе те светоносные древние страны, где некогда ступала и моя нога, те благословенные дни, когда на полудне стояло солнце моей жизни, когда, в цвете сил и надежд, рука об руку с той, кому бог судил быть моей спутницей до гроба, совершал я свое первое дальнее странствие, брачное путешествие, бывшее вместе с тем и паломничеством во святую землю господа нашего Иисуса Христа».

10 апреля Бунин и Муромцева выехали из Москвы в Одессу, откуда пароходом прибыли в Константинополь. Далее их путь лежал в Африку, в Египет. Иван Алексеевич и Вера Николаевна посетили Яффу, Древнюю Иудею и по Саронской долине прибыли в Иерусалим. После Бунины совершили поездку в Хеврон и Вифлеем, побывали в Иерихоне, у Мертвого моря. По возвращении в Иерусалим они отправились через Яффу на север: в Ливан и Сирию — в города Бейрут, Баальбек, Дамаск, Геннисарет, Тивериаду и Табху.

Это путешествие Вера Муромцева описала в своей книге «Беседы с памятью». Воспоминания о Иерусалиме и Вифлееме она оставила особенно подробные: «На восточном склоне холма зажелтели густо столпившиеся дома: Вифлеем! Это небольшой городок, окруженный возделанными полями, с возвышающимся над ним храмом Рождества Христова, перед которым мы остановились. Церковь двухэтажная, тоже какая-то радостная. На полу в нижнем храме — звезда, место, где находились ясли». Муромцева вспоминала также, как они с Буниным приобрели четки: «На мраморной паперти, прямо на камнях, разложены для продажи всевозможные четки, крестики, образки, перламутровые, кипарисовые и другие. Из Храма выходят наши паломники, — трогательно видеть их здесь, вдали от родины, в чуждой им обстановке, истово и с благоговением крестящихся и кладущих земные поклоны. У многих на глазах слезы радости от исполненного обета — поклониться Гробу Господню».

В фондах музея эти янтарные четки появились в 1977 году. Музей приобрел их у племянницы двоюродной сестры писателя Натальи Будатинской за 80 рублей.
#18
Полное наименование: Четки из янтаря
Дата создания: XIX век
Место создания: Палестина
Размеры: Длина — 58 см
Правообладатель изображений: Бюджетное учреждение культуры Орловской области «Орловский объединенный государственный литературный музей И.С. Тургенева»
Коллекция: Музей И.А. Бунина
№ Госкаталога: 20514296
#13
Четки деревянные из кипариса
#9
В экспозиции представлены изящные кипарисовые четки Ивана Бунина. Они состоят из мелких шариков, близко расположенных друг к другу, и нескольких плоских дисков. Завершает четки кисть из коричневых ниток.

Эти четки Бунин привез из путешествия по странам Востока, куда он отправился в 1907 году вместе с будущей женой Верой Муромцевой.

Бунин и Муромцева выехали из Одессы и через Константинополь отправились в Египет. Оттуда они уехали в Яффу, посетили древнюю Иудею, Иерусалим. Совершили поездку в Хеврон и Вифлеем, побывали в Иерихоне и у Мертвого моря. По возвращении в Иерусалим отправились морем через Яффу на север, в Ливан и Сирию, где останавливались в Бейруте, Баальбеке, Дамаске, Геннисарете, Тивериаде и Табхе.

Подробные воспоминания о путешествии 1907 года Вера Муромцева сохранила в своей книге «Беседы с памятью». Особое внимание она уделила описанию Иерусалима и Вифлеема.

«Входим в вымощенный каменными плитами двор, идем медленно, с какой-то осторожностью и впиваемся глазами в тяжелый фасад Храма. Я с огорчением чувствую, что нельзя обойти Храм со всех сторон, — все вокруг тесно застроено какими-то высокими каменными зданиями.

На мраморной паперти, прямо на камнях, разложены для продажи всевозможные четки, крестики, образки, перламутровые, кипарисовые и другие. Из Храма выходят наши паломники, — трогательно видеть их здесь, вдали от родины, в чуждой им обстановке, истово и с благоговением крестящихся и кладущих земные поклоны. У многих на глазах слезы радости от исполненного обета — поклониться Гробу Господню…

Голгофа — второй этаж церкви. Тут мы довольно долго стоим в сумрачной тишине, в каком-то жутком оцепенении… Православная служба идет внизу, в подземной церкви. Но мы еще во власти впечатления от Голгофы, и блеск, пышность богослужения оставляют нас холодными…

Дорога поднимается в гору; проезжаем мимо Гроба Богоматери, мимо Гефсиманского сада, — осмотреть его решаем на обратном пути, — потом поднимаемся по склону Елеонской горы. Кругом все те же сизо-серые глыбы, с гнездами ярко-красных маков…

Елеонская гора, как я уже упоминала, увенчана православным храмом, очень русским, и он совсем не вяжется с угрюмой пустынностью Иудеи; к тому же, словно нарочно, купола его выкрашены в густой синий цвет…

На восточном склоне холма зажелтели густо столпившиеся дома: Вифлеем!

Это небольшой городок, окруженный возделанными полями, с возвышающимся над ним храмом Рождества Христова, перед которым мы остановились. Церковь двухэтажная, тоже какая-то радостная. На полу в нижнем храме — звезда, место, где находились ясли.

Мы долго стояли на белой лестнице храма, под сводчатым каменным навесом. Солнце поднялось высоко и радостно заливало и этот счастливый из счастливых городов, и просторную долину, к востоку холмистую, замыкающуюся Моавитскими горами, родиной Руфи…»
#19
Полное наименование: Четки деревянные из кипариса
Дата создания: XIX век
Место создания: Палестина
Размеры: Длина — 58 см
Коллекция: Музей И.А. Бунина
Правообладатель изображений: Бюджетное учреждение культуры Орловской области «Орловский объединенный государственный литературный музей И.С. Тургенева»
№ Госкаталога: 20514298
#20
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Пробковый шлем, четки из янтаря и из кипариса

0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%