Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Ямал: прошлое и настоящее»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Акань, Нгухуко, Сумка для рукоделия

0
Открыть в приложении
#1
Акань, Нгухуко, Сумка для рукоделия
#2
Акань
#3
Акань — это традиционная хантыйская кукла. Они были популярны в прошлых веках, но и в наше время ханты, живущие по берегам реки Оби и ее притоков, для своих детей шьют таких куколок из ткани, сукна или меха.

Акань представляла собой символическую фигурку человека и состояла из головы и туловища. Куклы могли быть мужскими и женскими. Если акань олицетворяла девочку или женщину, ей шили голову особым образом. Около 10 разноцветных ситцевых полосок клали сначала одна на другую, а затем на свернутую ткань — основу головы. Сверху все это оборачивали одной полоской. Голову женской акань всегда прикрывали платком, а туловищем для нее служило платье, расшитое полосками, бисером или орнаментом.
Мужская кукла выглядела иначе. Ее туловище состояло из рубахи-малицы, расшитой полосками или орнаментом, и двух суконных полосок-ног. Мужских кукол, в отличие от женских, не украшали бисером.

Акань всегда были рядом с хантыйскими мальчиками и девочками как настоящие члены семьи. Если родители с детьми собирались в гости к родне, акань ехали вместе с маленькими хозяевами. Куклы, как и люди, привозили с собой подарки, дарили их акань-родственницам и получали подарки в ответ. Вместе с детьми акань отправлялись и в летние деревни, и в поездки к оленеводческим стадам, и на рыбалку, и на праздники.

Первую куклу девочке делала мама или бабушка, иногда старшая сестра. Подрастая, девочка шила акань сама, украшая их таким же орнаментом, какой был на одежде взрослых. Этих кукол часто дарили родственникам.

У каждой хантыйской девочки был целый набор куколок и украшений для них. Для акань изготавливали разные миниатюрные предметы быта: сумочки для рукоделия, берестяные туески и шкатулки, колыбели и постели, деревянную посуду, молотки и колотушки и многое другое. С помощью таких игрушек девочки учились домашнему хозяйству.

Хантыйские куклы были лишены живых черт, на них никогда не рисовали лица. Ханты верили, что, если игрушка с глазами останется без присмотра или потеряется в лесу, в нее вселится злой дух, и она превратится во вредоносное существо «пэчак». Детям же было опасно играть с акань далеко от дома или в темноте, где их могла подстеречь нечистая сила. В ненецкой мифологии она являлась в образе Парнэ — мохнатой ведьмы с длинными ногтями.
#4
Полное наименование: Кукла национальная в платье и платке. Акань
Дата создания: 2008 год
Техника: ткань, бисер, ручное производство, плетение
Место создания: ЯНАО
Размеры: 13,5×9 см
Коллекция: Этнография
Правообладатель изображений: МБУК «Эколого-краеведческий музей города Муравленко»
№ Госкаталога: 14215181
#5
Екатерина Каткилева
Нгухуко
#6
Кукла нгухуко была традиционной детской игрушкой ненцев. Ее делали на основе клюва водоплавающей птицы. Для куклы-мужчины использовали надклювье (верхнюю пластину клюва) гуся, для куклы-женщины — утки, для куклы-ребенка — мелких птиц. Иногда использовали клюв с остатками оперения со лба.

Использование для игрушки частей тела водоплавающих птиц имело сакральное значение, поскольку эти пернатые были связаны сразу с тремя стихиями: землей, водой и воздухом. Ненцы верили, что зимой птицы отправлялись на юг, к духам предков, а по весне возвращались обратно к людям. Поэтому они они были достаточно сильны, чтобы защитить ребенка от напастей и злой нечистой силы. При этом ненцы не изображали на нгухуко лицо. По поверьям, кукла не должна была «видеть», иначе она могла ожить и забрать душу ребенка.

Туловище куклы высотой около 15–20 сантиметров создавали из лоскута материи — сукна или драпа. Его оборачивали в виде юбки вокруг основания надклювья, подшивали и дополнительно приматывали к нему лентой из ткани, которая изображала воротник.

У таких кукол, как правило, не было конечностей. Руки иногда обозначали рукавами, а ноги будто скрывались под широким подолом платья или шубки.

Нгухуко одевали и украшали мехом, бусами, бисером, разноцветными лентами из разных тканей. Обычно использовали нечетное число лент, иногда их покрывали треугольным орнаментом. Нгухуко из коллекции музея города Муравленко сшита из ткани двух цветов — зеленого и красного. Лоскуты разделяет бисерная вышивка.

В ненецких семьях девочек рано начинали готовить к роли хозяек. Делая одежду для нгухуко, они под руководством матери или старшей сестры уже с пяти-шести лет учились шить, кроить, подбирать украшения. Наряды для нгухуко создавали по образу и подобию настоящих национальных костюмов.

Со временем у девочек появлялись целые кукольные семьи — со взрослыми, детьми и стариками. Для нгухуко изготавливали маленькие чумы, лодки, нарты с игрушечными оленями и даже предметы быта: посуду из рыбьих позвонков или бересты, топоры, рыболовные сети и многое другое.
#7
Полное наименование: Кукла ненецкая с утиным носиком. Нгухуко
Автор: Каткилева Екатерина Дмитриевна
Дата создания: 2006 год
Техника: ткань, бисер, мех оленя, ручная работа, шитье
Место создания: ЯНАО, город Ноябрьск
Размеры: 15,5×7.5 см
Коллекция: Этнография
Правообладатель изображений: МБУК «Эколого-краеведческий музей города Муравленко»
№ Госкаталога: 14215139
#8
Сумка для рукоделия
#9
В меховой сумке, или меховом мешке, жители тундры хранили и перевозили домашний скарб: одежду, орудия труда, рукоделие, предметы культа и многое другое.

Первоначально меховые сумки шили из шкурок лисицы, песца, бобра, белки, куницы, соболя, горностая. Народы, кочевавшие на побережье, использовали для мешков шкуры тюленя или нерпы. Части изделия между собой соединяли с помощью ниток из сухожилий животных.

Постепенно становились популярны мешки, сшитые из камуса — шкуры с нижной части ног оленя, — а также из шкуры с оленьих лбов. Это было связано с развитием в тундре крупнотабунного оленеводства.

Различали три основных типа ненецких сумок: пад, туця (тучейка) и падко.

Падко была самой маленькой по размеру сумкой. Она завязывалась парой ровдужных завязок. В падко хранили сукно, сухожильные нитки, пуговицы, мелкие домашние вещи.

Пад представлял собой большую и вытянутую горизонтально сумку. Она закрывалась с помощью парных ремешков из ровдуги — выделанной кожи. В паде хранили одежду, меховую женскую и мужскую обувь, шкурки пушных зверей. Иногда в него складывали древесные стружки, меховые лоскуты, перо птицы. Обычно сумка служила долго — до 40–50 лет.

Туця называли небольшую вертикальную сумку овальной формы. Сверху она затягивалась ровдужной вздержкой — тесемкой, продернутой через отверстия в горловине туця. В ней женщины хранили швейные принадлежности: кусочки камуса, сухожилия, ножницы. У хозяйки чума туця всегда была под рукой, поэтому изнашивалась очень быстро. В коллекции музея представлена именно такая сумка для рукоделия.

Для изготовления туця брали две шкурки, снятые с головы оленя, — оленьи лбы. Их сшивали при помощи полоски меха или ровдуги. Она же образовывала бока, дно и устье сумки. Нижние углы сумки закругляли.

В отличие от пад, у туця украшали и переднюю, и заднюю стенки. Передняя сторона была светлой, задняя — темной. Орнамент вставляли одинаковый с обеих сторон, но делали его контрастным. Самым распространенным узором был геометрический, который сшивали из кусочков белого и темного меха. Это могли быть «головки» — линия треугольников с повернутой вниз вершиной, узоры, составленные из косых крестов и означающие «оленьи рога», и другие. В швы часто вставляли полоски цветного сукна. Устье сумки не украшали.

Глазные отверстия на оленьих лбах зашивали полосками меха и кантом из сукна, предпочитали красный, желтый, зеленый цвета. На место глазниц иногда вставляли треугольники меха с полосками сукна. По краям сумки пришивали кисточки как оберег от слепоты и глухоты.
#10
Полное наименование: Сумка для рукоделия
Дата создания: 2014 год
Техника: ручная работа, шитье, мех, сукно, бисер
Место создания: ЯНАО
Размеры: 15×21×10 см
Коллекция: Этнография
Правообладатель изображений: МБУК «Эколого-краеведческий музей города Муравленко»
№ Госкаталога: 14221501
#11
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Акань, Нгухуко, Сумка для рукоделия

0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%