Акань — это традиционная хантыйская кукла. Они были популярны в прошлых веках, но и в наше время ханты, живущие по берегам реки Оби и ее притоков, для своих детей шьют таких куколок из ткани, сукна или меха.
Акань представляла собой символическую фигурку человека и состояла из головы и туловища. Куклы могли быть мужскими и женскими. Если акань олицетворяла девочку или женщину, ей шили голову особым образом. Около 10 разноцветных ситцевых полосок клали сначала одна на другую, а затем на свернутую ткань — основу головы. Сверху все это оборачивали одной полоской. Голову женской акань всегда прикрывали платком, а туловищем для нее служило платье, расшитое полосками, бисером или орнаментом.
Мужская кукла выглядела иначе. Ее туловище состояло из рубахи-малицы, расшитой полосками или орнаментом, и двух суконных полосок-ног. Мужских кукол, в отличие от женских, не украшали бисером.
Акань всегда были рядом с хантыйскими мальчиками и девочками как настоящие члены семьи. Если родители с детьми собирались в гости к родне, акань ехали вместе с маленькими хозяевами. Куклы, как и люди, привозили с собой подарки, дарили их акань-родственницам и получали подарки в ответ. Вместе с детьми акань отправлялись и в летние деревни, и в поездки к оленеводческим стадам, и на рыбалку, и на праздники.
Первую куклу девочке делала мама или бабушка, иногда старшая сестра. Подрастая, девочка шила акань сама, украшая их таким же орнаментом, какой был на одежде взрослых. Этих кукол часто дарили родственникам.
У каждой хантыйской девочки был целый набор куколок и украшений для них. Для акань изготавливали разные миниатюрные предметы быта: сумочки для рукоделия, берестяные туески и шкатулки, колыбели и постели, деревянную посуду, молотки и колотушки и многое другое. С помощью таких игрушек девочки учились домашнему хозяйству.
Хантыйские куклы были лишены живых черт, на них никогда не рисовали лица. Ханты верили, что, если игрушка с глазами останется без присмотра или потеряется в лесу, в нее вселится злой дух, и она превратится во вредоносное существо «пэчак». Детям же было опасно играть с акань далеко от дома или в темноте, где их могла подстеречь нечистая сила. В ненецкой мифологии она являлась в образе Парнэ — мохнатой ведьмы с длинными ногтями.
Акань представляла собой символическую фигурку человека и состояла из головы и туловища. Куклы могли быть мужскими и женскими. Если акань олицетворяла девочку или женщину, ей шили голову особым образом. Около 10 разноцветных ситцевых полосок клали сначала одна на другую, а затем на свернутую ткань — основу головы. Сверху все это оборачивали одной полоской. Голову женской акань всегда прикрывали платком, а туловищем для нее служило платье, расшитое полосками, бисером или орнаментом.
Мужская кукла выглядела иначе. Ее туловище состояло из рубахи-малицы, расшитой полосками или орнаментом, и двух суконных полосок-ног. Мужских кукол, в отличие от женских, не украшали бисером.
Акань всегда были рядом с хантыйскими мальчиками и девочками как настоящие члены семьи. Если родители с детьми собирались в гости к родне, акань ехали вместе с маленькими хозяевами. Куклы, как и люди, привозили с собой подарки, дарили их акань-родственницам и получали подарки в ответ. Вместе с детьми акань отправлялись и в летние деревни, и в поездки к оленеводческим стадам, и на рыбалку, и на праздники.
Первую куклу девочке делала мама или бабушка, иногда старшая сестра. Подрастая, девочка шила акань сама, украшая их таким же орнаментом, какой был на одежде взрослых. Этих кукол часто дарили родственникам.
У каждой хантыйской девочки был целый набор куколок и украшений для них. Для акань изготавливали разные миниатюрные предметы быта: сумочки для рукоделия, берестяные туески и шкатулки, колыбели и постели, деревянную посуду, молотки и колотушки и многое другое. С помощью таких игрушек девочки учились домашнему хозяйству.
Хантыйские куклы были лишены живых черт, на них никогда не рисовали лица. Ханты верили, что, если игрушка с глазами останется без присмотра или потеряется в лесу, в нее вселится злой дух, и она превратится во вредоносное существо «пэчак». Детям же было опасно играть с акань далеко от дома или в темноте, где их могла подстеречь нечистая сила. В ненецкой мифологии она являлась в образе Парнэ — мохнатой ведьмы с длинными ногтями.