#3
#25
Фотография была сделана в период восстановления Антона Чехова после тяжелого легочного кровотечения. Конец марта и начало апреля 1897 года он провел в Остроумовской клинике в Москве, где у писателя был определен верхушечный процесс и поставлен окончательный диагноз — туберкулез легких. От отца и матери, по просьбе Чехова, это скрыли.
«Доктора запретили работать, и я теперь изображаю нечто, похожее на театрального чиновника: ничего не делаю, никому не нужен, но стараюсь сохранить деловой вид», — писал Антон Чехов в мае 1897 года.
Левой рукой писатель обнимает своего любимца — таксу по кличке Бром. Антон Павлович любил всех животных, но именно собаки пользовались его особым расположением. Вместе с усадьбой в Мелихове от бывшего владельца Чеховым достались дворовые собаки, среди которых были Шарик, Арапка, а также щенки-дворняжки Мюр и Мерилиз.
Двух «таксов» подарил Чехову издатель Николай Лейкин, который, возможно, за несколько лет до этого подсказал писателю сюжет «Каштанки». Ночью в Мелихове таксы выгребли из цветочных ящиков землю с посеянными семенами и разнесли из передней калоши по всем комнатам, а утром устроили переполох во дворе с местными собаками. Им дали «медицинские» имена Хина и Бром. Хина была коричневого цвета, а Бром — черный.
«У меня новость: две таксы Бром и Хина, безобразной наружности собаки. Лапы кривые, тела длинные, но ум необыкновенный», — Антон Чехов.
О событиях в жизни «таксов» Чехов оповещал многих друзей и знакомых, но подробнее всех он отчитывался хозяину родителей Брома и Хины, издателю Николаю Лейкину:
«Таксы Бром и Хина здравствуют. Первый ловок и гибок, вежлив и чувствителен, вторая неуклюжа, толста, ленива и лукава. Первый — любит птиц, вторая — тычет нос в землю. Оба любят от избытка чувств. Понимают, за что их наказывают. Любят гулять по полю и лесу, но не иначе, как с нами. Драть их приходится почти каждый день; хватают больных за штаны, ссорятся когда едят, и т. п. Спят у меня в комнате».
Брат писателя, Михаил Павлович Чехов, вспоминал: «Каждый вечер Хина подходила к Антону Павловичу, клала ему на колени передние лапки и жалостливо и преданно смотрела ему в глаза. Он менял выражение лица и разбитым, старческим голосом говорил: — Хина Марковна!.. страдалица!.. Вам ба лечь в больницу!.. Вам ба там ба полегчало ба! Целые полчаса он проводил с этой собакой в разговорах, от которых все домашние помирали со смеху. Затем наступала очередь Брома…»
«Доктора запретили работать, и я теперь изображаю нечто, похожее на театрального чиновника: ничего не делаю, никому не нужен, но стараюсь сохранить деловой вид», — писал Антон Чехов в мае 1897 года.
Левой рукой писатель обнимает своего любимца — таксу по кличке Бром. Антон Павлович любил всех животных, но именно собаки пользовались его особым расположением. Вместе с усадьбой в Мелихове от бывшего владельца Чеховым достались дворовые собаки, среди которых были Шарик, Арапка, а также щенки-дворняжки Мюр и Мерилиз.
Двух «таксов» подарил Чехову издатель Николай Лейкин, который, возможно, за несколько лет до этого подсказал писателю сюжет «Каштанки». Ночью в Мелихове таксы выгребли из цветочных ящиков землю с посеянными семенами и разнесли из передней калоши по всем комнатам, а утром устроили переполох во дворе с местными собаками. Им дали «медицинские» имена Хина и Бром. Хина была коричневого цвета, а Бром — черный.
«У меня новость: две таксы Бром и Хина, безобразной наружности собаки. Лапы кривые, тела длинные, но ум необыкновенный», — Антон Чехов.
О событиях в жизни «таксов» Чехов оповещал многих друзей и знакомых, но подробнее всех он отчитывался хозяину родителей Брома и Хины, издателю Николаю Лейкину:
«Таксы Бром и Хина здравствуют. Первый ловок и гибок, вежлив и чувствителен, вторая неуклюжа, толста, ленива и лукава. Первый — любит птиц, вторая — тычет нос в землю. Оба любят от избытка чувств. Понимают, за что их наказывают. Любят гулять по полю и лесу, но не иначе, как с нами. Драть их приходится почти каждый день; хватают больных за штаны, ссорятся когда едят, и т. п. Спят у меня в комнате».
Брат писателя, Михаил Павлович Чехов, вспоминал: «Каждый вечер Хина подходила к Антону Павловичу, клала ему на колени передние лапки и жалостливо и преданно смотрела ему в глаза. Он менял выражение лица и разбитым, старческим голосом говорил: — Хина Марковна!.. страдалица!.. Вам ба лечь в больницу!.. Вам ба там ба полегчало ба! Целые полчаса он проводил с этой собакой в разговорах, от которых все домашние помирали со смеху. Затем наступала очередь Брома…»
#26
Наименование: Чехов А.П. на веранде дома с таксой
Размеры: 16,2×10,3 см
Коллекция: Главный дом усадьбы А.П. Чехова в Мелихове
Правообладатель изображений: Главный дом усадьбы А.П. Чехова в Мелихове
Размеры: 16,2×10,3 см
Коллекция: Главный дом усадьбы А.П. Чехова в Мелихове
Правообладатель изображений: Главный дом усадьбы А.П. Чехова в Мелихове
#27
Чехов М.П. с теленком
#28
Михаил Павлович Чехов — младший сын в семье Чеховых; он родился в Таганроге, когда Антону было пять лет. Михаил с детства интересовался словесностью, будучи учеником третьего класса, печатал стихи в журнале «Свет и тени». Оказавшись в Москве после разорения отца, одиннадцатилетний мальчик «сам себя определил» в гимназию, когда ему грозила работа в купеческом амбаре.
Как и старшие братья, Михаил Павлович поступил в Московский университет. Он выбрал юридический факультет, учился охотно, особенно любил исторические лекции Василия Ключевского. Художник по натуре, Михаил Чехов был вынужден по окончании университета зарабатывать на жизнь службой податным инспектором. Когда Чеховы переехали в Мелихово, Михаил стал бывать там каждое лето. Он очень сблизился с братом Антоном, во всем ему помогал и сам снова увлекся литературой.
Михаил Чехов начал с публикаций своих переводов, а его первой книгой стал словарь для сельских хозяев «Закром». Михаил Павлович пробовал себя в качестве сценариста и актера самодеятельной труппы, интересовался театром и публиковал свои рецензии в московском журнале «Театр и искусство». Он много писал для детей, его рассказы выходили под псевдонимами в журналах «Детский отдых», «Друг детей» и «Родник».
«Миша может написать исторический роман для детей», — заметил успехи брата Антон Павлович, но расцвета его карьеры как публициста уже не застал. Благодаря совету Антона Чехова Михаил оставил службу чиновника, переехал в Петербург и занялся литературой. Уже после смерти Антона Павловича Михаил Чехов выпустил несколько своих книг, сотни очерков и рассказов, получил Пушкинскую премию Академии наук и 10 лет издавал детский журнал «Золотое детство».
Михаил Чехов был женат на Ольге Германовне Владыкиной, которая разделяла его театральные интересы. В их семье было двое детей: дочь Евгения стала певицей, а сын Сергей — художником-графиком. Сам Михаил Павлович тоже много рисовал, сохранились его иллюстрации к письмам и акварели с видами Кавказа и Крыма.
Главным делом Михаила Чехова стали мемуары о брате. Он стал первым биографом Антона Чехова, выпустил несколько книг воспоминаний о нем, вместе с сестрой Марией подготовил шесть томов писем Антона Павловича, работал над Музеем Чехова в Москве и до конца жизни был научным сотрудником Дома-музея Чехова в Ялте. Книгу Михаила Чехова 1933 года «Вокруг Чехова» называли «чеховской энциклопедией».
Как и старшие братья, Михаил Павлович поступил в Московский университет. Он выбрал юридический факультет, учился охотно, особенно любил исторические лекции Василия Ключевского. Художник по натуре, Михаил Чехов был вынужден по окончании университета зарабатывать на жизнь службой податным инспектором. Когда Чеховы переехали в Мелихово, Михаил стал бывать там каждое лето. Он очень сблизился с братом Антоном, во всем ему помогал и сам снова увлекся литературой.
Михаил Чехов начал с публикаций своих переводов, а его первой книгой стал словарь для сельских хозяев «Закром». Михаил Павлович пробовал себя в качестве сценариста и актера самодеятельной труппы, интересовался театром и публиковал свои рецензии в московском журнале «Театр и искусство». Он много писал для детей, его рассказы выходили под псевдонимами в журналах «Детский отдых», «Друг детей» и «Родник».
«Миша может написать исторический роман для детей», — заметил успехи брата Антон Павлович, но расцвета его карьеры как публициста уже не застал. Благодаря совету Антона Чехова Михаил оставил службу чиновника, переехал в Петербург и занялся литературой. Уже после смерти Антона Павловича Михаил Чехов выпустил несколько своих книг, сотни очерков и рассказов, получил Пушкинскую премию Академии наук и 10 лет издавал детский журнал «Золотое детство».
Михаил Чехов был женат на Ольге Германовне Владыкиной, которая разделяла его театральные интересы. В их семье было двое детей: дочь Евгения стала певицей, а сын Сергей — художником-графиком. Сам Михаил Павлович тоже много рисовал, сохранились его иллюстрации к письмам и акварели с видами Кавказа и Крыма.
Главным делом Михаила Чехова стали мемуары о брате. Он стал первым биографом Антона Чехова, выпустил несколько книг воспоминаний о нем, вместе с сестрой Марией подготовил шесть томов писем Антона Павловича, работал над Музеем Чехова в Москве и до конца жизни был научным сотрудником Дома-музея Чехова в Ялте. Книгу Михаила Чехова 1933 года «Вокруг Чехова» называли «чеховской энциклопедией».
#29
Наименование: Чехов М.П. с теленком
Размеры: 13,7×10 см
Коллекция: Главный дом усадьбы А.П. Чехова в Мелихове
Правообладатель изображений: Главный дом усадьбы А.П. Чехова в Мелихове
Размеры: 13,7×10 см
Коллекция: Главный дом усадьбы А.П. Чехова в Мелихове
Правообладатель изображений: Главный дом усадьбы А.П. Чехова в Мелихове
#30
Министерство культуры РФ
читать дальшескрыть
А.П. Чехов с таксой, Михаил Павлович Чехов
0

Открыть в приложении
Поделиться