Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Главный дом усадьбы А.П. Чехова в Мелихове»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве
#2

Чехов А.П. у террасы главного дома

#3
Эта фотография была сделана после выписки Антона Чехова из больницы, где он лежал с легочным кровотечением из-за приступа туберкулеза. Зимой 1897 года Чехов работал над повестью «Мужики» и весной, находясь в больнице, внимательно вычитывал и правил свой текст.

Материал для повести дала жизнь в Мелихове, куда Чеховы переехали в марте 1892 года. По замечанию брата Антона Павловича, Михаила Чехова, в этой повести «на каждой странице сквозят мелиховские картины и персонажи».

«Я написал повесть из мужицкой жизни, но говорят, что она не цензурна и что придется сократить ее наполовину», — сообщал Чехов издателю Алексею Суворину. Вскоре Чехов изъял из текста главу, в которой был разговор мужиков о религии и власти.

Повесть была опубликована в апрельской «Русской мысли» и сразу возмутила цензора Соколова. Он считал, что в повести «слишком мрачными красками описывается положение крестьян, проживающих в деревнях». Чехов прямо писал, что «мужики грубы, нечестны, грязны, нетрезвы. Кто держит кабак и спаивает народ? Мужик. Кто растрачивает и пропивает мирские деньги? Мужик».

Доклад Соколова был отправлен в Московский цензурный комитет, а оттуда — в Петербург, в Главное управление по делам печати. Из Петербурга пришла телеграмма: «Исключить страницу 193 Чехова. При несогласии арестовать номер „Русской мысли“». Так из уже отпечатанного тиража вырезали фрагмент текста. «Из „Мужиков“ цензура выхватила порядочный кусок», — писал Антон Чехов публицисту Михаилу Меньшикову, который отзывался о повести восторженно:
«Новый рассказ Чехова, как и другие лучшие его вещи, поражает глубоким знанием предмета. Каждое слово, каждый оттенок мысли выдаёт в нём не поверхностного наблюдателя, а серьёзного знатока тех областей, которые он изображает. Рассказ Чехова — драгоценный вклад в науку о народе, из всех наук может быть самую важную. Вот общественное значение этой художественной вещи».
А вот Лев Николаевич Толстой имел прямо противоположную точку зрения: «„Мужики“ — это грех перед народом. Он не знает народа».

После всей полемики Алексей Суворин предложил издать повесть «Мужики» отдельной книгой. Чехов восстановил изъятый по требованию цензуры текст, и в том же году вышла книга с двумя рассказами — «Мужики» и «Моя жизнь». После этого Антон Павлович заметил: «В беллетристическом отношении после „Мужиков“ Мелихово уже истощилось и потеряло для меня цену».
#36
Наименование: Чехов А.П. у террасы главного дома
Размеры: 14,6×10,3 см
Коллекция: Главный дом усадьбы А.П. Чехова в Мелихове
Правообладатель изображений: Главный дом усадьбы А.П. Чехова в Мелихове
#26

Фотопортрет Чехова А.П.

#38
Антон Павлович Чехов считал эту фотографию своим самым достоверным и удачным портретом. Снимки, сделанные в ателье, Чехов, как правило, дарил знакомым с памятной или шутливой подписью. «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», — эти слова доктора Астрова из чеховской пьесы «Дядя Ваня» относились и к самому автору. Многие из его окружения отмечали, с каким вкусом всегда был одет писатель.

Чехов умел и любил выбирать элегантные, даже экстравагантные вещи, особенно в поездках по Европе. Собираясь во Францию, столицу моды и стиля, Чехов шутил: «Приеду я в Биарриц оборванцем, с расчетом — купить себе шкуру пофранцузистей; в Москве же покупать не стану». Французский товар был очень доступен, «дешевле грибов». Галстуки, сорочки, пальто и костюмы Чехов привозил себе именно оттуда. Качественные вещи можно было купить и в Германии, а вот итальянские покупки Чехова разочаровали: «Купил Маше зонтик, но, кажется, плохой. Купил и платки, но тоже неважные. Рим, это не Париж». Правда, шелковые галстуки и булавку писатель все же купил в Неаполе.

«Он был всегда просто, но аккуратно одет, ни утром, ни поздно вечером я никогда не заставал его по-домашнему, без воротничка, галстука», — вспоминал о Чехове современник. Галстук, важная деталь мужского костюма конца XIX века, никогда не была обделена вниманием писателя. На его фотографиях и портретах разных лет есть галстуки узкие и широкие, с мягким широким узлом или свободно завязанные, а также разнообразные галстуки-бабочки: в клеточку, в полоску, в разводах и однотонные.

Антон Чехов любил и ценил ароматы духов, пользовался ими с юных лет. Парфюм можно было купить в первом универсальном магазине Москвы — «Мюр и Мерилиз» — или в пассаже Попова, куда Антон Павлович нередко просил заехать сестру за духами. В одном из писем подруге Антон Павлович, приходивший в себя после кровотечения из легких, нашел силы пошутить: «Видите, какой я калека. Но это я тщательно скрываю и стараюсь казаться бодрым молодым человеком 28 лет, что мне удается очень часто, так как я покупаю дорогие галстуки и душусь Vera-Violetta». Чехов писал это письмо в 37 лет.
#37
Наименование: Фотопортрет Чехова А.П.
Размеры: 16,8×10,8 см
Коллекция: Главный дом усадьбы А.П. Чехова в Мелихове
Правообладатель изображений: Главный дом усадьбы А.П. Чехова в Мелихове
#18

Вид дома с южной стороны, пруд «Аквариум»

#39
Сразу после покупки имения в Мелихове Антон Павлович Чехов начал заботиться о небольшом прудике. «Пруд находится в саду, в 20 шагах от дома. Глубок, 6 аршин. Что за удовольствие наполнять его снегом и предвкушать то время, когда из недр его будет выплескиваться рыба!», — сообщал писатель брату Александру 21 марта 1892 года. Чехов опасался, что воды весной будет мало, и несколько раз в день бросал в пруд снег.

Кроме линей, в пруду весной поселились караси, а в будущем Антон Павлович собирался сделать его проточным и развести стерлядь. На деле он выкопал за усадьбой большой пруд, который стал похож на ихтиологическую станцию. «Домашний пруд» тоже значительно расширили и углубили, а землю откидывали к забору. На этом месте получилась симпатичная горка, где любил работать художник Левитан.

Антон Чехов любил сам процесс рыбной ловли, поэтому всегда «даровал конституцию» пойманной рыбе — тут же выпускал ее обратно. Он разбирался в тонкостях рыбалки, используя различные снасти: удочки, невод, верши — рыболовный снаряд из прутьев в виде воронки, жерлицы — закидную становую уду на щук.

В первую мелиховскую весну многое приходилось делать заново, хозяйство после старого владельца было в упадке. Чеховы работали дружно, благоустраивая и дом, и участок. Несмотря на трудности, Антон Павлович любил загородную жизнь и не раз признавался: «Мысли мои около овса и клевера, а душа в пруде с карасями».

Почти всем своим знакомым Чехов сообщал в письмах о пруде, в котором можно ловить рыбу из окна дома. Кое-кто из гостей отваживался искупаться в «аквариуме». Брат писателя, Михаил Павлович, вспоминал, как в первое же лето в Мелихово приехали писатели Пётр Сергеенко и Игнатий Потапенко. Увидев пруд, не отличавшийся чистотой и уже начавший покрываться зеленью, Сергеенко залез в него и стал плавать.

— Потапенко! — кричал он из воды. — Чего же ты не купаешься? Раздевайся скорее!
— Ну зачем я буду купаться в этой грязной луже? — отвечал Потапенко.
— А ты попробуй!
— Да и пробовать не хочу. Одна сплошная грязь!
— Но ведь в химии грязи не существует. Взгляни оком профессора!
— И глядеть не желаю.
— Ну, сделай Антону удовольствие, выкупайся в этой его луже! Сделай ему одолжение. Ведь это ж невежливо с твоей стороны. Приехать к новому землевладельцу и не выкупаться в его помойной яме.
#40
Наименование: Вид дома с южной стороны, пруд «Аквариум»
Размеры: 13×18 см
Коллекция: Главный дом усадьбы А.П. Чехова в Мелихове
Правообладатель изображений: Главный дом усадьбы А.П. Чехова в Мелихове
#35
читать дальшескрыть

Чехов А.П., Портрет Чехова А.П., пруд «Аквариум»

0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%