На листе даны иллюстрации к главам 20 (продолжение) и 21 «Дополнительной тантры».
На двух фигурах спереди и сзади схематично показаны сосуды, из которых пускают кровь. Всего 79 мест кровопускания. Это поверхностные вены, хорошо видимые при наложении жгутов (жгуты накладываются в зависимости от места расположения требуемого кровеносного сосуда). Рядом изображены инструменты, используемые для этой процедуры — ланцеты разной формы и бамбуковые щипцы для языка. Процедура кровопускания включает в себя подготовку к кровопусканию, само кровопускание и остановку крови.
Глава 21-я посвящена термическим процедурам. В нижней части листа на трех графах на фоне пейзажа нарисованы сценки, относящиеся к этим процедурам. Термические процедуры представляют собой прижигания или прогревания различных точек и считаются очень эффективным лечебным средством в тибетской медицине. Они проводятся путем полного или частичного сжигания на точках так называемых мокс — небольших конусов или плоских пилюль, изготовленных из высушенных листьев полыни. В начале третьей графы снизу изображено место и время сбора растений, из которых делают трут для прижигания. Травы собирают дети в чистых местах осенью в период прибывающей луны. В конце графы нарисована сценка с самой процедурой.
На последних графах изображены больные с показаниями и противопоказаниями к прижиганию. Термические процедуры рекомендуются при несварении, ослаблении «огненной теплоты» желудка, при отеках и водянке. Процедуры противопоказаны при всех болезнях жара «желчи» и болезнях крови, расстройстве органов чувств и так далее. Также нельзя производить процедуры в полнолуние, при штормовой погоде, в 1-е, 18-е и 22-е дни месяца.
На последней графе расположен текст на тибетском языке, разъясняющий содержание листа.
Атлас тибетской медицины — редчайший живописный памятник культуры, искусства и науки народов Центральной Азии и Тибета. Он содержит иллюстрации к тибетскому медицинскому трактату XVII века «Голубой берилл» и является частью буддийского учения. По нему послушники учились кровопусканию, иглоукалыванию, умению пользоваться хирургическими инструментами, а также собирать травы и готовить по рецептуре лекарства.
На двух фигурах спереди и сзади схематично показаны сосуды, из которых пускают кровь. Всего 79 мест кровопускания. Это поверхностные вены, хорошо видимые при наложении жгутов (жгуты накладываются в зависимости от места расположения требуемого кровеносного сосуда). Рядом изображены инструменты, используемые для этой процедуры — ланцеты разной формы и бамбуковые щипцы для языка. Процедура кровопускания включает в себя подготовку к кровопусканию, само кровопускание и остановку крови.
Глава 21-я посвящена термическим процедурам. В нижней части листа на трех графах на фоне пейзажа нарисованы сценки, относящиеся к этим процедурам. Термические процедуры представляют собой прижигания или прогревания различных точек и считаются очень эффективным лечебным средством в тибетской медицине. Они проводятся путем полного или частичного сжигания на точках так называемых мокс — небольших конусов или плоских пилюль, изготовленных из высушенных листьев полыни. В начале третьей графы снизу изображено место и время сбора растений, из которых делают трут для прижигания. Травы собирают дети в чистых местах осенью в период прибывающей луны. В конце графы нарисована сценка с самой процедурой.
На последних графах изображены больные с показаниями и противопоказаниями к прижиганию. Термические процедуры рекомендуются при несварении, ослаблении «огненной теплоты» желудка, при отеках и водянке. Процедуры противопоказаны при всех болезнях жара «желчи» и болезнях крови, расстройстве органов чувств и так далее. Также нельзя производить процедуры в полнолуние, при штормовой погоде, в 1-е, 18-е и 22-е дни месяца.
На последней графе расположен текст на тибетском языке, разъясняющий содержание листа.
Атлас тибетской медицины — редчайший живописный памятник культуры, искусства и науки народов Центральной Азии и Тибета. Он содержит иллюстрации к тибетскому медицинскому трактату XVII века «Голубой берилл» и является частью буддийского учения. По нему послушники учились кровопусканию, иглоукалыванию, умению пользоваться хирургическими инструментами, а также собирать травы и готовить по рецептуре лекарства.