Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Отечества достойный сын»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Разрезка, Стальной буравчик, Стеклянная баночка

0
Открыть в приложении
#1
Разрезка, Стальной буравчик, Стеклянная баночка
#2

Стальной буравчик с деревянной ручкой работы Николая Гавриловича Чернышевского, привезенный им из Сибири

#11
#3
Немногочисленные повседневные вещи, ставшие музейными реликвиями, хранят память о труднейшем периоде ссылки Н. Г. Чернышевского. С 1871 по 1883 год литератор провел в «призраке города — Вилюйске», где у него порой отсутствовали предметы первой необходимости. Среди них — буравчик, который был нужен для сшивания листов рукописей. Этот инструмент в виде стального шила с деревянной ручкой Николаю Гавриловичу пришлось сделать своими руками. 

В период вилюйской ссылки Н. Г. Чернышевский много переводил с иностранных языков, «выучился… прямолинейной тригонометрии», писал поэму «Гимн Деве неба» и научные трактаты. По признанию писателя, он создал около 14 романов, среди которых «Рассказы из Белого зала», «Рассказы А. М. Левицкого» и другие. Но все эти труды почти не дошли до потомков — их либо изъяли в ходе жандармских обысков камеры, либо уничтожил сам Чернышевский. Он осознавал, что в Российской империи любые его сочинения печатать запрещено. 

В конце 1873 года аноним сообщил иркутскому генерал-губернатору о том, что для Чернышевского готовят побег. В Вилюйск направили жандармского полковника Купенкова, чтобы тот провел обыск в жилище ссыльного. Подтверждений запланированного побега жандармы не обнаружили. В рапорте Купенков написал: «Сильно похудевший и пожелтевший Чернышевский эксцентричен, странен и необщителен с людьми, …проводит время в чтении и письме, уничтожая свои работы». В заключение полковник добавил, что побег Чернышевского практически невозможен в силу суровых климатических условий и безлюдных окрестностей. 

Свои рукописи писатель не только сжигал. Он уничтожал их и другим способом — рвал на мелкие кусочки и пускал по реке Вилюй. «Пишу и рву: беречь рукописи не нужно: остается в памяти все, что раз было написано», — писал он Александру Пыпину в 1877 году.
 
Из огромного количества рукописей Н. Г. Чернышевского тех лет сохранилась только повесть «Отблески сияния» в отрывках, которую увез от него якутский прокурор. Повесть начинается воспоминаниями о родном городе Саратове: «В родной мой край да летит мой привет». 

Летом 1874 года Чернышевскому предложили подать прошение о помиловании. Писатель предложения не принял.
#4
Автор:  Чернышевский Николай Гаврилович
Дата:  1870-е годы
Техника: ручная работа, дерево, металл
Размеры:  13×7.75 см
Коллекция: Предметы быта
Правообладатель изображений:  МУК «Музей-усадьба Н. Г. Чернышевского»
№ Госкаталога: 18304205
#5

Железная разрезка для книг, сделанная Чернышевским Николаем Гавриловичем в Вилюйске

#12
#6
В XIX веке разрезной нож для книг был неотъемлемой частью повседневной жизни любого читателя, тем более литературного работника. Книги, которые в то время печатались, состояли из сложенных пачек бумаги. Чтобы их прочесть, нужно было специальным ножом разъединить пачки на отдельные страницы. Листы разрезали по мере чтения, а служивший для этого нож нередко был предметом декоративного искусства. 

Однако в Вилюйском остроге, где Чернышевский содержался с 1871 по 1883 год, достать нож для разрезания бумаг, как и других необходимых для быта предметов, было негде. Литератор был вынужден самостоятельно смастерить его из обычной полосы железа. Такая разрезка для книг представляет интерес как вещь, которая раскрывает род занятий Чернышевского в якутской ссылке. Блестящий ум своей эпохи, человек кабинетного труда после семилетней каторги оказался на 12 лет заточенным в Вилюйске — городе, который стоял на кочковатом болоте и имел всего 36 домов, 5 якутских юрт и одну деревянную церковь. Жителей здесь было не больше пяти сотен. 

Найти в тех местах какую-либо литературу было немыслимо. На помощь страстному книгочею пришел его двоюродный брат Александр Пыпин. Именно от него на протяжении всех лет ссылки Чернышевский получал тюки книг и пачки журналов. Это были книги самого Пыпина «Общественное движение в России при Александре I» и «Белинский, его жизнь и переписка», а также «Последние песни» Некрасова, «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей» Костомарова, сочинения Добролюбова, «Происхождение человека» Дарвина, «Капитал» Маркса, энциклопедия Брокгауза. Среди журналов были «Вестник Европы», «Отечественные записки», «Русский вестник», «Русский архив», «Военно-медицинский журнал», «Знание» и другие. Из беллетристики — сочинения Шпильгагена, Доде, Коллинза, Брет Гарта, Боккаччо, Шлоссера, Милля. 

В «Списке государственных преступников, находившихся в Вилюйском округе под надзором полиции за 1882 год» в графе «Чем занимается» о Николае Чернышевском было указано: «Занятий никаких не имеет, кроме чтения».
#7
Автор: Чернышевский Николай Гаврилович
Дата: 1870-е годы
Техника: железо
Размеры: 18×2 см
Коллекция: Предметы труда
Правообладатель изображений: МУК «Музей-усадьба Н. Г. Чернышевского»
№ Госкаталога: 18309388
#8

Стеклянная баночка с металлической крышкой из-под кольдкрема, служившая чернильницей Чернышевскому Николаю Гавриловичу в годы ссылки в Сибири

#13
#9
Спустя семь каторжных лет в Восточной Сибири Николая Чернышевского перевели из Александровского завода в тюремный острог якутского города Вилюйска. Переезд по зимней дороге занял больше месяца и был очень тяжелым. 

После получения известий о переводе Чернышевского в холодную Якутию Александр Пыпин отправил ссыльному баночку с кольдкремом. Предположительно, он сделал это по совету своей сестры Евгении, которая в то время посещала лекции в медицинской академии и знала, какое средство подойдет для суровых северных условий. Известно также, что 14 мая 1877 года Пыпин отправлял Чернышевскому посылку с лекарствами. 

Кольдкрем — изобретенная в Англии мазь белого цвета из смеси миндального масла, воска и спермацета. Сразу после его нанесения кожа получает максимальное количество влаги и защиту от ветра и морозов. На крышке баночки сохранилась надпись «Laboratoire chimique de St.-Petersbourg», что переводится как «Химическая лаборатория Санкт-Петербурга». 

Николай Чернышевский не выбросил баночку после использования — возможно, она напоминала ему о близких родственницах и женской заботе. Кроме того, баночка пригодилась в более чем скромном быту писателя. Она стала служить чернильницей — в нее Чернышевский обмакивал перо, когда писал жене, отговаривая от намерения приехать и поселиться с ним: «Что такое Вилюйск? Это город только по названию. В действительности это даже не село, даже не деревня — это нечто такое пустынное и мелкое, чему подобного в России нет». 

Побывавший зимой в Вилюйске путешественник Фома Августинович так описывал город: «Здесь нельзя заметить ни малейшего признака жизни, улицы всегда пусты, кругом безмолвие <…> Куда ни кинешь глазом, он упирается в эту молчаливую тайгу, которая со всех сторон в виде амфитеатра опоясывает город высокой стеной». 

Именно в такой глуши «по высочайшему повелению» изолировали 42-летнего Чернышевского. Человеку в расцвете лет, обладавшему колоссальным умом, эрудицией и общественным авторитетом, не оставили абсолютно никакой возможности высказываться, кроме как в осторожных письмах к родным и друзьям.
#10
Автор: фабричное производство
Дата: 1870-е годы
Техника: стекло, металл
Размеры: 7×5 см
Коллекция: Предметы быта
Правообладатель изображений: МУК «Музей-усадьба Н. Г. Чернышевского»
№ Госкаталога: 18304204
#14
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Разрезка, Стальной буравчик, Стеклянная баночка

0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%