Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Куклы в традиционных костюмах»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве
#1
Баян Полесье, Прялка времен 19 века
#2

Баян Полесье

#4
#5
Баян — русский музыкальный инструмент, относится к числу совершенных гармоник. Впервые название «баян» появилось в концертных анонсах, датированных 1891 годом, ранее такие инструменты назывались исключительно гармониками.

Историки полагают, что гармоника произошла от распространенного в Азии музыкального инструмента шена, который появился на Руси во времена татаро-монгольского нашествия. Вскоре этот необычный инструмент добрался до Европы, где претерпел некоторые изменения в конструкции и быстро стал популярен.

В России гармоника получила широкое распространение только в XIX веке, когда на ярмарке в Нижнем Новгороде известный фабрикант и оружейный мастер Иван Евстратьевич Сизов (1793–1855) купил немецкую однорядную гармонь. По возвращении домой он изготовил копию, не уступавшую по качеству звучания иностранному оригиналу, а затем открыл мастерскую по изготовлению гармоник.

Первое фабричное производство новых для России музыкальных инструментов было запущено в 40-х годах XIX века в Туле. Фабрика принадлежала Тимофею Пименовичу Воронцову (1787–1854) и ежегодно выпускала около десяти тысяч инструментов. Уже в середине XIX века гармоника стала по-настоящему народной, без нее не обходилось ни одно русское гулянье.

Впоследствии в России появилось множество гармонных мастерских, которые старались привнести в инструмент что-то свое, поэтому сегодня существует большое количество гармоник, отличающихся друг от друга звукорядом и внешним видом. Первые гармоники производились в Туле и имели по одному ряду кнопок с каждой стороны. Этот принцип сохранился при производстве маленьких концертных гармошек, называемых «черепашками».

Вслед за тульскими мастерами гармоники стали производить в Саратове. Местные мастера добавили в конструкцию инструмента колокольчики, за что саратовские гармоники очень полюбил народ. Не остались в стороне и вятские кустари, которые тоже внесли свою лепту, усложнив конструкцию дополнительными кнопками для каждой руки. Новый инструмент стали называть вятской гармонью.

Все указанные музыкальные инструменты были однорядными и отличались звуком, который появлялся при нажатии кнопки для сжимания и разжимания мехов. Однорядные гармоники именовались тальянками и имели два строя: русский и немецкий. Двурядные гармошки пришли в Россию из Европы, их стали называть «русскими венками». В настоящее время они встречаются очень редко, так как в XX веке были вытеснены более современными хромками.

Баян впервые был сконструирован Петром Егоровичем Стерлиговым для гармониста Якова Орланского-Титаренко. Название новому инструменту дали в честь древнерусского певца и сказителя Бояна.
#6
Полное наименование: Баян Полесье
Дата создания: 19 век
Размеры: 50 см
Коллекция: Богучарский районный историко-краеведческий музей
Правообладатель изображений: Богучарский районный историко-краеведческий музей
№ Госкаталога: 18286749
#3

Прялка времен 19 века

#7
#8
Прялка — приспособление, использовавшееся для изготовления нитей. Женщин, которые пряли, называли пряхами. На Руси исстари в ходу были примитивные ручные прялки: с гребнем — на Юге, с лопастью — на Урале и в северных районах. С помощью ручной прялки даже самая опытная рукодельница, работая от рассвета до глубокой ночи, могла спрясть не более 300 м нити. Этого количества хватало, чтобы соткать всего-навсего 22,5 см полотна.

В 1530 году брауншвейгский мастер Юргенс изобрел самопрялку с колесом и ножным приводом. Новое приспособление позволяло повысить производительность труда пряхи в два раза. Представленная здесь самопрялка называется русской, или стояком. Другая разновидность самопрялок — чухонские (лежаки).

В Россию самопрялки впервые попали в XVIII столетии. Они стоили довольно дорого, далеко не каждая семья могла себе позволить купить самопрялку. Поэтому еще в начале прошлого века в деревнях часто пользовались ручными прялками. Владелица самопрялки берегла ее как зеницу ока. Инструмент передавали от матери к дочери, случалось, что самопрялка верой и правдой более 100 лет служила 3–4 поколениям мастериц.

Вплоть до начала XX века умение прясть считалось одним из главных женских достоинств. Дом деревенской девушки, заслужившей дурную славу «непряхи» и «неткахи», женихи обходили стороной. Когда в семье рождалась девочка, пуповину ей перерезали веретеном: считалось, что так она вырастет хорошей пряхой. А чтобы уж наверняка приохотить малышку к рукоделию, в колыбель ей клали пряслень — камешек, с помощью которого крепили пряжу на ручном веретене.

Примерно с 5 лет девочку начинали учить прясть. В день свадьбы невесту под рубахой, на голое тело опоясывали первой спряденной ею нитью: считалось, что нет более верного средства от сглаза. Замуж в те времена отдавали рано — в 15–16 лет. До замужества девушка должна была напрясть и наткать столько, чтобы хватило и на собственное приданое, и на подарки будущей родне. Так что за прялкой юные рукодельницы проводили значительную часть времени.

Долгими зимними вечерами девушки пряли при свете лучины. Из-за постоянного соприкосновения с нитью кожа на кончиках пальцев сильно пересыхала, и мастерице приходилось время от времени смачивать ее слюной. Чтобы во рту всегда была слюна, рядом с прялкой ставили миску с кислыми ягодами: клюквой или калиной.

Во времена язычества покровительницей рукодельниц и, в частности, прях считалась богиня Макошь. С принятием христианства в народном сознании языческую богиню заменила святая Параскева Пятница. Люди верили, что если пряха, утомленная дневным трудом, начинает дремать, продолжая скручивать нить, то за нее прядет Параскева.

Но святая сурово наказывала тех, кто прял в ее священный день — пятницу. Чтобы умилостивить Параскеву Пятницу, раз в год женщины проводили обряд «мокрицы»: приносили жертву, бросая в колодец пряжу и кудель. Согласно поверьям, с пряжей и куделью любили играть черти. Чтобы нечистая сила ночью не спутала кудель, женщины перед сном шептали над прялкой защитный заговор.
#9
Полное наименование: Прялка времен 19 века
Дата создания: XIX век
Размеры: 70 см
Коллекция: Богучарский районный историко-краеведческий музей
Правообладатель изображений: Богучарский районный историко-краеведческий музей
№ Госкаталога: 18286759
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Баян Полесье, Прялка времен 19 века

0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%