Бензопила «Дружба» — это одна из самых известных моделей бензопил, разработанных в СССР. Она была создана в ноябре 1953 года Запорожским машиностроительным конструкторским бюро «Прогресс» имени академика А.Г. Ивченко. В производство начала выпускаться с 1955 года и уже в 1958 году на выставке в Брюсселе была награждена «Золотой медалью». Это великая честь для наших конструкторов.
Создание «Дружбы» началось в ответ на потребности сельского хозяйства и лесного хозяйства в эффективных инструментах для распиловки древесины. Бензопила быстро завоевала популярность благодаря своей надежности и простоте в обслуживании. Она использовалась как в личных хозяйствах, так и на промышленных предприятиях.
«Дружба» имела достаточно простую и надежную конструкцию, что делало её доступной для широкого круга пользователей, включая дачников и лесозаготовителей. В большинстве моделей использовался двухтактный бензиновый двигатель, который обеспечивал хорошую мощность при относительно небольшом весе. Обычно рабочий объем двигателя составлял около 45—50 см³. Длина шины варьировалась, но чаще всего составляла 40—45 см, что позволяло эффективно работать как с мелкими, так и с более крупными деревьями.
Со временем были выпущены различные модификации и версии пил, которые улучшали производительность и удобство эксплуатации. На конструктивной основе пилы «Дружба» была разработана более мощная пила «Урал».
На базе двигателя мотопилы «Дружба» был разработан двигатель СД-60 для привода стационарных установок (генераторов, насосов), отличавшихся от прототипа чугунной гильзой цилиндра, поплавковым карбюратором, несъёмным тросовым стартером и наличием регулятора частоты вращения. «Дружба» стала символом советского подхода к производству и использованию бытовой техники. Несмотря на то, что сегодня на рынке присутствует множество современных аналогов, «Дружба» остается в памяти многих людей как надежный инструмент, с которым они работали на протяжении многих лет.
Данная бензопила была передана в дар музею 24 декабря 2021 года заведующим научного отдела музея Мариловцевем Дмитрием Владимировичем.