Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Кузнецкая крепость»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Битка, шахматная фигура, игральная кость

0
Открыть в приложении
#1
Битка, шахматная фигура, игральная кость
#12

Битка

#2
#3
Об игровой культуре русских сибирских городов XVII–XVIII веков в исторической литературе известно не очень много. Узнать о ней больше помогают находки, сделанные при раскопках старинных сибирских городов: Мангазеи, Тобольска, Тюмени, Томска, Кузнецка. В ходе археологических исследований этих старейших сибирских городов XVII века были собраны богатейшие коллекции, которые позволяют изучить многие стороны военной и бытовой жизни их обитателей.

Перебирая материалы раскопок в музейных фондах, можно обнаружить и отдельные предметы, которые связаны с теми или иными играми и развлечениями. Известно, что с XVII века одновременно начались осознание отдельной личностью своей важной роли в судьбе страны и отход повседневной бытовой культуры, общественного и индивидуального сознания от церковной традиции.

По свидетельствам иностранцев, игры, распространенные в то время в России, были состязательными, логическими, развлекательно-увеселительными и азартными. Наиболее многочисленными находками из игровых принадлежностей в материалах сибирских городов являются так называемые бабки. Бабки делали из подкопытной кости свиньи или коровы, реже — лошади. Средние размеры бабок: в высоту — около 4,5 сантиметров, в ширину и толщину — до 2-3 сантиметров. Бабки — очень прочные кости, и десятки их хорошо сохранились в культурном слое городов.

Встречается несколько разновидностей бабок, каждую в той или иной роли использовали в игре. Первая разновидность — бабки без какой-либо доработки, вторая — это бабки с пометками владельца, зарубками или прорубленным отверстием и третья — утяжеленные свинцом или оловом, с вбитым железным гвоздем.

Бабки без утяжеления выставлялись «на кон», бабки с утяжелением использовали в качестве биты. Каждый игрок приходил на игру со своим запасом бабок и своей битой. В результате игры он мог либо проиграть свои запасы, либо пополнить их. Случалось, что бабками и особенно битами торговали. Играли в основном не ради наживы, а ради спортивного интереса. Доказательством этому служит то, что состязались не только один на один, но и командами: битки были у каждого свои, а бабки объединялись.

Сама игра проходила так: в определенном месте выстраивали в один ряд бабки, их количество заранее оговаривали. Одинаковое количество бабок выставлялось с той и другой стороны — и в индивидуальной игре, и в коллективной. Стоящие попарно бабки назывались гнездом, а все гнезда — коном. Мечта каждого игрока — одним ударом выбить гнездо, а то и два. Расстояние, с которого полагалось бить, тоже определяли заранее. Обычно оно составляло 7-8 метров. Сбившие половину бабок перемещались на другую линию боя — на 2-3 метра вперед.

Для того, чтобы решить, в какой очередности бросать биты по бабкам, все игроки с одного места и в одном направлении бросали свои биты: чья улетит дальше всех — тому и начинать. Остальные выстраивались в очередь соответственно результатам своего броска.

Во время самой игры каждый имел право на один бросок. Выбитые из кона бабки считались выигранными — сколько выбил, столько и выиграл. Если же игрок промахивался, значит, он проигрывал свои бабки, выставленные на кон. Когда выбивали весь кон, подсчитывали трофеи и потери. Для нового кона выставляли новый ряд бабок, опять от всех поровну. У кого не оказывалось нужного количества бабок, тот выбывал из игры, объявляясь банкротом. Игра продолжалась до тех пор, пока кто-то не собирал все бабки в свой карман, если играли на один кон, или в общий котел одной команды, если играли двумя коллективами.

Бабки — самые частые игровые атрибуты из раскопок Кузнецка. Существуют и другие названия игры: «лодыги», «плоцка», «жог», «городок». Важной принадлежностью этой игры были битки — залитые свинцом просверленные бабки. Иногда вместо свинца в бабку забивали железный гвоздь. Музейный экспонат — коровья бабка, изготовленная из таранной кости. В нем просверлено несквозное отверстие диаметром 0,65 сантиметра, на поверхности видны сколы и две параллельные насечки — возможно, метка. Экспонат нашли в одном из домов Кузнецкого острога.
#5
Полное наименование: Битка для игры в бабки
Дата создания: XVII век
Техника: просверленная для заливки свинца кость
Размеры: 5,3×2,4×3 см
Коллекция: XVII–XVIII вв. Кузнецкий острог — г. Кузнецк. Раскопки разных лет
Правообладатель изображений: Кузнецкая крепость
№ Госкаталога: 4792938
#13

Шахматная фигура

#6
#7
Хранящаяся в музее шахматная фигура относится к XVII–XVIII векам. Фигура была выпилена из кости. На плоском основании несколько рельефных ярусов, на конце которых острая вершина с широкими полями. Шахматную фигуру обнаружили при раскопках Кузнецкого острога.

Ученые обнаружили самодельные шахматные фигурки и в других сибирских городах: Мангазее, Тобольске, Томске, Енисейске. В Мангазее также были впервые найдены и шахматные доски.

В XVII веке в России одной из самых распространенных игр были шахматы. В Древней Руси их относили к азартным «костарным играм». Азартной игру делали костяные кубики — кости, которые вносили дополнительный элемент везения. Но если при игре в кости выигрыш зависел целиком от удачи, то в шахматах элемент удачи сочетался с игрой ума.

Несмотря на строгий запрет азартных игр государевым Указом, Соборным уложением и «Домостроем», служилые люди Кузнецка находили время для изготовления и использования игровых атрибутов. При обнаружении азартной игры воеводы должны были конфисковать и сжечь игровые предметы. За участие в игре полагались удары кнутом, организаторов игры ждала тюрьма и конфискация имущества в пользу государства, а рецидивистам, пойманным в четвертый раз, грозила смертная казнь.

История шахмат насчитывает около полутора тысяч лет. Вероятно, старейшим известным предком шахмат является индийская игра чатуранга. Ее заимствовали персы, которые видоизменили правила и назвали игру шатрандж. После арабского завоевания Персии в VII веке шатрандж распространился в пределах арабского халифата, а от арабов стал известен европейцам.

Более похожими на современные шахматы стали в конце XV века — именно в это время слон и ферзь получили ходы, существующие в шахматах и сейчас. До этого они были ограничены в подвижности. Существенно изменилась вся игра: стала более быстрой, у белых появилось преимущество первого хода. Это обусловило появление дебютов, в которых белые готовят атаку на ранней стадии партии, и стимулировало развитие дебютной теории.

В русских источниках слово «шахматы» впервые встречается в XIII веке, хотя известны находки кладов с шахматными фигурами, относящиеся к XI–XII векам. Само слово, скорее всего, восходит к персидским со значением «мат королю».

Развитые торговые связи с арабским халифатом и восточное происхождение фигур позволили археологу Ивану Савенкову и шахматному историку Исааку Линдеру предположить, что знакомство восточных славян с шахматами состоялось еще раньше — примерно между VIII и X веками. Шатрандж мог прийти на Русь либо прямо из Персии через Кавказ и Хазарский каганат, либо от среднеазиатских народов через Хорезм. О заимствовании с востока свидетельствуют и названия «слон» и «ферзь», которые являются прямым переводом с арабского или персидского.
#8
Полное наименование: Шахматная фигура
Дата создания: XVII век
Техника: бивень мамонта, токарная обработка
Размеры: 5×2,7 см
Коллекция: XVII–XVIII вв. Кузнецкий острог — г. Кузнецк. Раскопки разных лет
Правообладатель изображений: Кузнецкая крепость
№ Госкаталога: 4792777
#14

Игральная кость

#9
#10
Во время археологических исследований территории Кузнецкого острога, кроме предметов быта, промыслов, вооружения были найдены игровые атрибуты, в том числе кубик для игры в зернь, или «кости». Кубик в коллекции музея-заповедника выполнен из кости с очень маленькими гранями, всего 6,5 миллиметров. Он размечен по европейскому стандарту, когда сумма очков противоположных граней равна семи. Вполне вероятно, что такие кубики применяли и для игры в триктрак — настольную игру с шашками и костями. Как отмечают исследователи, такие кости можно было в любой момент спрятать от глаз начальника или даже безболезненно проглотить.

У русских сибиряков в XVII–XVIII веках азартные игры были популярным развлечением. В игру были вовлечены не только первые переселенцы, но и представители местных народов. Ставки делались мехами и шкурами, реже — деньгами. Играли даже несмотря на государственный Указ 1648 года, запрещающий «всякое бесовское действо, глумление и скоморошество со всякими бесовскими играми», в том числе игры в зернь, карты, шахматы и лодыги — шашки.

Первые запреты азартных игр в России появились в 1280 году, затем они встречались в церковных наказах XIV–XV веков. Инициатором этих мер являлась церковь. Тем не менее, азартные игры продолжали существовать и пополняться новыми видами. В конце XVI века в Россию попали первые игральные карты, которые способствовали настоящему развитию азартных игр. Одновременно появились и первые указы, ограничивающие азартные игры. В 1551 году Церковно-земский собор принял сборник постановлений «Стоглав» — наказывать стали не только участников азартных игр, но и присутствующих на них зрителей.

Первым систему регулирования азартных игр для пополнения казны установил Борис Годунов, фактически правивший с 1587 года. Михаил Романов сохранил систему штрафов и ввел систему налогов и откупов за проведение азартных игр: карты, кости, шахматы и яичный бой отдали на откуп местным властям по ставкам, установленным в каждом городе, чети или уезде.

Уложение 1649 года отнесло нелегальные азартные игры к особо тяжким преступлениям, за которые виновные приговаривались к «отписанию на государя имущества, кнут и урезание ушей», а позже отсечению пальцев и рук. Азартные игры на разных властных уровнях осуждали, но не запрещали, поскольку государство исправно получало прибыль от ввоза игральных карт и откупов. В это время первыми русскими «казино» стали корчмы, торжища и кабаки.

В высшем свете азартные игры появились при дворе Петра I Великого, который их не одобрял, но и не запрещал. Запрет сохранился лишь на денежные ставки больше одного рубля медью — главное удовольствие картежников. А в 1696 году Петр I подписал именной указ о серьезных запретительных нормах в отношении азартных игр, особенно для военных. Полиция проверяла все подозрительные дома, в которых могли играть в азартные игры. Отношение к игре простого народа было особенно отрицательным.

Несмотря на это, в XVIII веке возродился откуп костей и карт. Распространение азартных игр привело к выходу очередного указа Петра I в 1717 году, запрещающего игру на деньги в военное время, а также проигрыш амуниции и орудия. В это же время на смену азартным играм появились первые лотереи, которые широко пропагандировали среди населения.
#11
Полное наименование: Игральная кость для зерни
Дата создания: XVII век
Техника: резьба по кости, сверление
Размеры: длина грани — 6,5 мм
Коллекция: XVII–XVIII вв. Кузнецкий острог — г. Кузнецк. Раскопки разных лет
Правообладатель изображений: Кузнецкая крепость
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Битка, шахматная фигура, игральная кость

0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%