Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Земля чуди»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Бляха с изображением медведя и Пронизка

Выставка
0
Открыть в приложении
#6
Бляха с изображением медведя
#3
Бляха с изображением медведя стала символом пермского звериного стиля и используется в государственной символике. Образ медведя встречается на старинных картах Пермской губернии и на современном гербе Перми, а в центре города стоит памятник этому зверю. Медведь — один из самых древних и популярных героев в культуре со времен палеолита. По уральским легендам медведь был сыном верховного бога, но ослушался его, спустился к людям и был убит. Дух медведя возрождался на ритуальных обрядах и возвращался на небо к отцу.

У коми-пермяков существовал культ медведя — «оша». Одного из эпических героев народа звали Кудым-Ош, или Медведь из устья реки Кува. Это был легендарный богатырь, обладавший нечеловеческой силой. Он носил на груди изображение медведя и был неуязвим, ездил верхом на лосе и мог излечить любую рану, прижавшись к земле. Медведя на Урале считали существом, похожим на человека, но значительно более сильным, потому и называли его «хозяин». Считалось, что медведь как хозяин и повелитель леса определяет успех охотничьего промысла. Среди знаков собственности у коми-пермяков встречались изображения «большого медведя», «маленького медведя», «медвежьего уха».

Бляха с изображением медведя была обнаружена в 1930-е годы в деревне Пуксиб Коми-Пермяцкого национального округа. Особенно реалистично изображена голова медведя: четко выделены морда, глаза, уши и когти. Орнамент по периметру подчинен основной цели — выделить фигуру медведя и ограничить ее в пространстве. На языческих медвежьих праздниках шкуру убитого медведя укладывали таким образом, что его голова находилась между лап. Именно в такой жертвенной позе чаще всего изображали медведей древние мастера пермского звериного стиля.

Пермский звериный стиль — это особое искусство металлопластики, которое просуществовало 12 веков на северо-востоке Европы и в Западной Сибири. Оно возникло на основе верований и наблюдений охотников, их попыток объяснить законы природы и жизни с помощью духов животных. Бронзовые амулеты, подвески и фигурки с образами лосей, ящеров, птиц, лошадей и людей были широко распространены как в сакральной, так и в бытовой жизни.
#7
Наименование: Бляха с изображением медведя
Дата создания: VI век
Место создания: Пермская губерния
Техника: литье, бронза
Размеры: 6,5×4,5 см
#8
Пронизка с головой лося
#5
Пронизка — это небольшое полое изделие со сквозным отверстием, которое нанизывали на шнурок для украшения одежды и прически. Женщины использовали нанизки в составе височных, накосных и поясных украшений, а мужчины — только в поясных. Современные аналоги пронизок — бусины, бисер, стеклярус. Пронизка из коллекции Коми-Пермяцкого краеведческого музея изображает мифологическое существо с телом утки и головой лося. Сверху на пронизке вырезано сквозное отверстие для крепления. Пронизка была найдена в 1961 году на Плёсинском могильнике Пермской области, памятнике ломоватовской культуры.

Лось — один из центральных образов в искусстве пермского звериного стиля, наряду с человеком и птицей. В представлении народа коми посредниками между народом и богами были люди с крыльями и головой лося. На культовых предметах и личных оберегах их часто изображали над ящером, хранителем загробного мира. На Севере сохранились легенды о златорогом Мяндаше — сыне человека и оленя, светлом божестве, которое научило человека охотиться.

Пермский звериный стиль чаще изображает элементы разных живых существ, нежели целого зверя. Образы лося и утки впервые появляются в эпоху неолита, это отражено в сюжетах писаниц — наскальных рисунков — и орнаментах глиняной посуды. Племена лесной полосы почитали лося и водоплавающую птицу как священные тотемы.

Этнографы записали древний миф народа манси о небесной охоте, где лося представляет ковш Большой Медведицы, а охотников — три звезды рукоятки ковша. Созвездие Большой Медведицы расположено на Млечном пути, который назывался «Луд зазег сюррес» — «Дорога перелетных птиц» или «Гусиный путь», а также считался лыжней охотника на небесного лося. Небесный мифологический пантеон объединял этих животных, а на земле они относились к числу промысловых, от которых зависели выживание и быт человека.

Лось был покровителем и защитником людей на земле, а утка — символом плодородия и довольства. Их синтез в образе одного существа удваивал защитную силу амулета. Лосиная голова на этой пронизке изображена без рогов — значит, украшение принадлежало женщине.
#9
Наименование: Пронизка с головой лося
Дата создания: VIII–IX века
Место создания: Прикамье, Россия
Техника: литье, бронза
Размеры: 1,8×4 см
#10
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Бляха с изображением медведя и Пронизка

Выставка
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%