Ажурная нашивная бляшка в виде фигуры оленя была изготовлена из бронзы. На ее оборотной стороне мастер приделал петельку. Ученые датировали предмет периодом с IV по III век до нашей эры. Артефакт нашли в могильнике в районе поселка Летник города Саяногорска, на левом берегу Енисея.
Спасательные археологические работы проводила Бейская археологическая экспедиция Ленинградского отделения Института археологии с 1990 по 1991 год. Руководителем группы выступила советский и российский археолог Маргарита Николаевна Пшеницына.
Образы зверей лежали в основе сложных мифов о происхождении людей и Вселенной. Звериный стиль преобладал в искусстве скифской эпохи. Он характеризовался изображениями животных в определенной позе и с помощью особых приемов. Этот стиль был чрезвычайно широко распространен от Средней Европы до Маньчжурии и Китая, преимущественно в степных и горных районах.
Каждый регион скифского мира отличался присущими только ему особенностями в искусстве звериного стиля. Встречались такие предметы и в тагарской археологической культуре, которая охватывала Минусинскую котловину в Красноярском крае и Республике Хакасии. Для тагарского звериного стиля были характерны образы травоядных животных. Широкое распространение получили изображения оленей. Из всех регионов скифского мира наибольшее количество изображений этих животных в металле встречалось именно у тагарцев.
Олени в бронзе начали появляться здесь в конце подгорновского этапа (VII–V века до нашей эры). Их образы создавали на всем протяжении сарагашенского этапа. Фигурки оленей тагарцы высекали на многочисленных писаницах, то есть надписях и рисунках на камнях, нашивали на одежду, украшали зеркала, ножи, кинжалы и другие предметы.
Тагарцы достигли совершенства для своего времени в
технологии обработки бронзы. Их изделия обладали высоким качеством. Оленьи
бляхи отливали из бронзы, иногда покрывали золотой фольгой. Делали это из
религиозных соображений. Исследователи считают, что олени символизировали
солнечное божество тагарцев, являлись солярным символом. Бронзовая рельефная
бляшка из коллекции музея изображает оленя с вытянутой шеей, нереалистично
ветвистыми рогами и с подогнутыми под брюхо ногами. Эта поза определяется
учеными как жертвенная связь с солярным культом.