#7
Бляшка нашивная в виде головы барана, Бляшка нашивная фигурная в виде шкурки барана с узлом посредине, Бляшка нашивная квадратной формы
#8
#9
#10
Нашивную бляшку в виде стилизованной головы барана нашли в погребении в бугре Бэра у села Косика Енотаевского района. Это погребение было открыто и разрушено в 1984 году, когда здесь прокладывали водопроводную траншею.
В богатых погребальных комплексах сарматской культуры I–II веков до нашей эры мелкие штампованные бляшки встречаются довольно часто. Среди них выделяются предметы с зооморфным орнаментом — с изображением животных. Это так называемый звериный стиль, свойственный сарматским племенам. Изображениями зверей украшали не только бляшки, но и конскую сбрую, ювелирные изделия, пуговицы, оружие и драгоценную посуду, особенно часто — ритуальную.
Каждому животному приписывали свое значение, самыми «популярными» были хищные дикие кошки и изящные копытные, например, олени или куланы, также часто изображали птиц и лошадей, фантастических зверей и баранов. Баран в иранской мифологии считался символом «небесной благодати». Кочевники почитали его наравне с лошадью, ведь он давал племенам все для жизни: мясо, молоко, шерсть. На наших бляшках баран изображен стилизованно, в общих чертах, это одна из примет сарматского звериного стиля. Тело в данных бляшках отсутствует, но зато голова передана выразительно, она олицетворяет образ животного в целом. Мы видим закруглённые рога и треугольную морду, также присутствуют насечки, имитирующие шерсть животного.
Бляшки нашивали на ткань при помощи маленьких отверстий. Таким образом украшали одежду, головные уборы, ритуальные предметы и погребальные покрывала. Исследователи предполагают, что для декора одной вещи использовали элементы разных форм и узоров — например, зооморфные чередовали с геометрическими или растительными. Например, в погребении у села Косика были обнаружены разные бляшки, это позволяет предположить, что они были нашиты на ткань в определённом порядке и составляли различные декоративные композиции.
В 2005 году нашивные бляшки в форме головы барана вместе с другими ценными предметами экспонировались на выставке «Сокровища степи астраханской» в Национальном музее Дворца Венеции в Риме.
В богатых погребальных комплексах сарматской культуры I–II веков до нашей эры мелкие штампованные бляшки встречаются довольно часто. Среди них выделяются предметы с зооморфным орнаментом — с изображением животных. Это так называемый звериный стиль, свойственный сарматским племенам. Изображениями зверей украшали не только бляшки, но и конскую сбрую, ювелирные изделия, пуговицы, оружие и драгоценную посуду, особенно часто — ритуальную.
Каждому животному приписывали свое значение, самыми «популярными» были хищные дикие кошки и изящные копытные, например, олени или куланы, также часто изображали птиц и лошадей, фантастических зверей и баранов. Баран в иранской мифологии считался символом «небесной благодати». Кочевники почитали его наравне с лошадью, ведь он давал племенам все для жизни: мясо, молоко, шерсть. На наших бляшках баран изображен стилизованно, в общих чертах, это одна из примет сарматского звериного стиля. Тело в данных бляшках отсутствует, но зато голова передана выразительно, она олицетворяет образ животного в целом. Мы видим закруглённые рога и треугольную морду, также присутствуют насечки, имитирующие шерсть животного.
Бляшки нашивали на ткань при помощи маленьких отверстий. Таким образом украшали одежду, головные уборы, ритуальные предметы и погребальные покрывала. Исследователи предполагают, что для декора одной вещи использовали элементы разных форм и узоров — например, зооморфные чередовали с геометрическими или растительными. Например, в погребении у села Косика были обнаружены разные бляшки, это позволяет предположить, что они были нашиты на ткань в определённом порядке и составляли различные декоративные композиции.
В 2005 году нашивные бляшки в форме головы барана вместе с другими ценными предметами экспонировались на выставке «Сокровища степи астраханской» в Национальном музее Дворца Венеции в Риме.
#20
Дата создания: I век до н. э.
Техника: тиснение
Размеры: 1,3×1,7 см
Коллекция: Драгоценные металлы
Правообладатель изображений: Государственное бюджетное учреждение культуры Астраханской области «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник»
№ Госкаталога: 17112905
Техника: тиснение
Размеры: 1,3×1,7 см
Коллекция: Драгоценные металлы
Правообладатель изображений: Государственное бюджетное учреждение культуры Астраханской области «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник»
№ Госкаталога: 17112905
#12
Бляшка нашивная фигурная в виде шкурки барана с узлом посредине
#13
#14
Нашивную бляшку нашли в бугре Бэра у села Косика Енотаевского района. Это погребение было открыто и разрушено в 1984 году, когда здесь прокладывали водопроводную траншею.
Бляшка выполнена в виде шкурки барана с узлом по центру и с отверстиями для пришивания на ткань. Мелкие штампованные бляшки часто встречаются в богатых погребальных комплексах сарматской культуры. Ими украшали одежду или погребальные покрывала: нашивали на материю при помощи маленьких отверстий или петелек. Как правило, в одном комплексе встречаются бляшки разных форм. Это позволяет предположить, что они были нашиты на ткань в определённом порядке и составляли разные декоративные композиции.
Ученые очень часто находят бляшки с зооморфными мотивами — с изображениями животных. Это так называемый звериный стиль. Стилизованными изображениями зверей сарматы декорировали ювелирные украшения и конскую упряжь, посуду и застежки для одежды. Баран был одним из самых популярных животных, поскольку он был очень важен в жизни кочевника. В разных изделиях можно встретить начертания бараньей головы, декор в форме рогов или изображение животного целиком. В данном случае мы видим стилизованную шкуру барана, скрученную по центру. Этот узор называется «гераклов узел», а баран в иранской мифологии олицетворял собой «небесную благодать».
Женская одежда рядовой представительницы кочевого населения савромато-сарматского периода, вероятно, мало чем отличалась от мужской. Это объяснялось тем, что женщины были вынуждены носить одежду, которая была удобна для верховой езды. В сарматском обществе женщин уважали и почитали, они служили жрицами и иногда даже участвовали в военных действиях. Об этом неоднократно писали античные авторы. Так, Геродот сообщал, что савроматские женщины «ездят на охоту с мужьями и без них, выходят на войну и носят одинаковую с мужчинами одежду».
В 2005 году нашивная бляшка из коллекции Астраханского музея-заповедника экспонировалась на выставке «Сокровища степи астраханской» в Национальном музее Дворца Венеции в Риме.
Бляшка выполнена в виде шкурки барана с узлом по центру и с отверстиями для пришивания на ткань. Мелкие штампованные бляшки часто встречаются в богатых погребальных комплексах сарматской культуры. Ими украшали одежду или погребальные покрывала: нашивали на материю при помощи маленьких отверстий или петелек. Как правило, в одном комплексе встречаются бляшки разных форм. Это позволяет предположить, что они были нашиты на ткань в определённом порядке и составляли разные декоративные композиции.
Ученые очень часто находят бляшки с зооморфными мотивами — с изображениями животных. Это так называемый звериный стиль. Стилизованными изображениями зверей сарматы декорировали ювелирные украшения и конскую упряжь, посуду и застежки для одежды. Баран был одним из самых популярных животных, поскольку он был очень важен в жизни кочевника. В разных изделиях можно встретить начертания бараньей головы, декор в форме рогов или изображение животного целиком. В данном случае мы видим стилизованную шкуру барана, скрученную по центру. Этот узор называется «гераклов узел», а баран в иранской мифологии олицетворял собой «небесную благодать».
Женская одежда рядовой представительницы кочевого населения савромато-сарматского периода, вероятно, мало чем отличалась от мужской. Это объяснялось тем, что женщины были вынуждены носить одежду, которая была удобна для верховой езды. В сарматском обществе женщин уважали и почитали, они служили жрицами и иногда даже участвовали в военных действиях. Об этом неоднократно писали античные авторы. Так, Геродот сообщал, что савроматские женщины «ездят на охоту с мужьями и без них, выходят на войну и носят одинаковую с мужчинами одежду».
В 2005 году нашивная бляшка из коллекции Астраханского музея-заповедника экспонировалась на выставке «Сокровища степи астраханской» в Национальном музее Дворца Венеции в Риме.
#15
Дата создания: I век до н. э.
Техника: штамповка
Размеры: 1,2×1,8 см
Коллекция: Драгоценные металлы
Правообладатель изображений: Государственное бюджетное учреждение культуры Астраханской области «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник»
№ Госкаталога: 17112929
Техника: штамповка
Размеры: 1,2×1,8 см
Коллекция: Драгоценные металлы
Правообладатель изображений: Государственное бюджетное учреждение культуры Астраханской области «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник»
№ Госкаталога: 17112929
#16
Бляшка нашивная квадратной формы
#17
#18
Нашивную бляшку нашли в бугре Бэра у села Косика Енотаевского района. Погребение было открыто и разрушено в 1984 году во время прокладки водопроводной траншеи.
Этот элемент принадлежит к эпохе сарматов — древнего народа, который состоял из кочевых ираноязычных племен и с IV века до нашей эры по первые века нашей эры населял степную полосу Евразии от Дуная до Аральского моря.
Нашивными бляшками сарматские женщины украшали одежду. Она была очень разнообразной. Для окраски тканей использовали в основном три цвета: красный, белый и синий. Эти три цвета соответствовали трем зонам мироздания (верхней, средней и нижней) и, соответственно — трем основным сословиям у индоиранцев (воины — жрецы — работники).
Кроме платьев, нашивными бляшками декорировали погребальные покрывала. Поэтому в богатых погребальных комплексах сарматской культуры находят много бляшек — сразу партиями, и как правило, разных форм. Исследователи полагают, что их нашивали на ткань в определенном порядке: составляли разные декоративные композиции.
Квадратную нашивную бляшку из нашей коллекции украшают розетки в центре и стилизованные бараньи головки по углам. Также по углам расположены отверстия для пришивания на ткань. Бляшки с геометрическим орнаментом или зооморфными мотивами — украшениями в виде животных — были особенно популярны. В нашем случае соединились разные виды декора: геометрическая форма в виде квадрата, зооморфный мотив, головы баранов, и растительный элемент — вихревая розетка в центре. Розетка олицетворяет «мировое дерево», а бараны в эпоху сарматов обозначали «символ небесной благодати».
В целом, сарматские женщины очень вдумчиво и тщательно подходили к вопросу украшения одежды. Например, археологи никогда не находят предметы одежды с повторяющимися узорами. Бляшками, как правило, расшивали подол, рукава, горловину костюма — иногда их располагали очень близко друг к другу. Известны случаи, когда бляшки нашивали практически без промежутков, создавая иллюзию сплошной металлической полосы.
В 2005 году бляшка вместе с другими предметами экспонировалась на выставке «Сокровища степи астраханской» в Национальном музее Дворца Венеции в Риме.
Этот элемент принадлежит к эпохе сарматов — древнего народа, который состоял из кочевых ираноязычных племен и с IV века до нашей эры по первые века нашей эры населял степную полосу Евразии от Дуная до Аральского моря.
Нашивными бляшками сарматские женщины украшали одежду. Она была очень разнообразной. Для окраски тканей использовали в основном три цвета: красный, белый и синий. Эти три цвета соответствовали трем зонам мироздания (верхней, средней и нижней) и, соответственно — трем основным сословиям у индоиранцев (воины — жрецы — работники).
Кроме платьев, нашивными бляшками декорировали погребальные покрывала. Поэтому в богатых погребальных комплексах сарматской культуры находят много бляшек — сразу партиями, и как правило, разных форм. Исследователи полагают, что их нашивали на ткань в определенном порядке: составляли разные декоративные композиции.
Квадратную нашивную бляшку из нашей коллекции украшают розетки в центре и стилизованные бараньи головки по углам. Также по углам расположены отверстия для пришивания на ткань. Бляшки с геометрическим орнаментом или зооморфными мотивами — украшениями в виде животных — были особенно популярны. В нашем случае соединились разные виды декора: геометрическая форма в виде квадрата, зооморфный мотив, головы баранов, и растительный элемент — вихревая розетка в центре. Розетка олицетворяет «мировое дерево», а бараны в эпоху сарматов обозначали «символ небесной благодати».
В целом, сарматские женщины очень вдумчиво и тщательно подходили к вопросу украшения одежды. Например, археологи никогда не находят предметы одежды с повторяющимися узорами. Бляшками, как правило, расшивали подол, рукава, горловину костюма — иногда их располагали очень близко друг к другу. Известны случаи, когда бляшки нашивали практически без промежутков, создавая иллюзию сплошной металлической полосы.
В 2005 году бляшка вместе с другими предметами экспонировалась на выставке «Сокровища степи астраханской» в Национальном музее Дворца Венеции в Риме.
#19
Дата создания: I век до н. э.
Техника: штамповка
Размеры: 0,1×1,5×1,5 см
Коллекция: Драгоценные металлы
Правообладатель изображений: Государственное бюджетное учреждение культуры Астраханской области «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник»
№ Госкаталога: 17112942
Техника: штамповка
Размеры: 0,1×1,5×1,5 см
Коллекция: Драгоценные металлы
Правообладатель изображений: Государственное бюджетное учреждение культуры Астраханской области «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник»
№ Госкаталога: 17112942
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
1

Открыть в приложении
Поделиться