Дискос — произошедшее из греческого название блюда для совершения Божественной литургии. В собрание Радищевского музея оно попало из Введенской церкви Саратова. Богослужебный сосуд представляет собой небольшое круглое блюдо, соединенное невысокой ножкой с круглым же основанием. Плоский широкий край приподнят над центральной частью. Традиционно дискос был изготовлен из материала, не подверженного окислению — серебра.
Древнейшая утварь такого рода была обнаружена археологами в кладе IV века. Как правило, дискосы украшались гравировкой, резьбой, чеканкой, реже — эмалью и драгоценными камнями.
Как любой предмет религиозного культа, дискос имеет различные символические значения. Например, с точки зрения его структуры, двухчастное строение дискоса говорит о двух природах Христа: божественной и человеческой, а также о единстве небесной и земной церкви.
В ходе Божественной литургии дискос имеет огромное значение — напоминание о блюде, с которого Иисус Христос во время Тайной вечери взял хлеб и, преломив, подал его своим ученикам. Кроме того, он символизирует Вифлеемские ясли, в которых почивал новорожденный Спаситель. Поэтому, по традиции, в центральной части сосуда обычно располагалось изображение лежащего младенца с предстоящими ангелами.
Также дискос, на котором лежит агнец, в разных трактовках знаменует собой церковь, круг мироздания, центром которого является Солнце Правды — Христос, или Гроб Господень. Именно это значение получило воплощение в гравированном рисунке на музейном сосуде.
В центральной зеркальной части дискоса располагается изображение восьмиконечного Креста Голгофы, в его основании помещен череп Адама и орудия Страстей Христовых. Широкий борт дискоса украшен чеканным орнаментом вьющегося стебля аканта — традиционного растения — и четырежды повторяющимся в разных ракурсах рисунком орла.
Эта птица часто встречается в произведениях христианского искусства как символ евангелиста Иоанна и высоты его учения, изложенного в Евангелии. Кроме того, орел — это образ души, которая ищет Бога — в противоположность змее, символизирующей дьявола.
Дискос, на который полагается тело Христово, относится к великим святыням, поэтому брать его в руки в ходе Божественной литургии имеют право только священнослужители.
Древнейшая утварь такого рода была обнаружена археологами в кладе IV века. Как правило, дискосы украшались гравировкой, резьбой, чеканкой, реже — эмалью и драгоценными камнями.
Как любой предмет религиозного культа, дискос имеет различные символические значения. Например, с точки зрения его структуры, двухчастное строение дискоса говорит о двух природах Христа: божественной и человеческой, а также о единстве небесной и земной церкви.
В ходе Божественной литургии дискос имеет огромное значение — напоминание о блюде, с которого Иисус Христос во время Тайной вечери взял хлеб и, преломив, подал его своим ученикам. Кроме того, он символизирует Вифлеемские ясли, в которых почивал новорожденный Спаситель. Поэтому, по традиции, в центральной части сосуда обычно располагалось изображение лежащего младенца с предстоящими ангелами.
Также дискос, на котором лежит агнец, в разных трактовках знаменует собой церковь, круг мироздания, центром которого является Солнце Правды — Христос, или Гроб Господень. Именно это значение получило воплощение в гравированном рисунке на музейном сосуде.
В центральной зеркальной части дискоса располагается изображение восьмиконечного Креста Голгофы, в его основании помещен череп Адама и орудия Страстей Христовых. Широкий борт дискоса украшен чеканным орнаментом вьющегося стебля аканта — традиционного растения — и четырежды повторяющимся в разных ракурсах рисунком орла.
Эта птица часто встречается в произведениях христианского искусства как символ евангелиста Иоанна и высоты его учения, изложенного в Евангелии. Кроме того, орел — это образ души, которая ищет Бога — в противоположность змее, символизирующей дьявола.
Дискос, на который полагается тело Христово, относится к великим святыням, поэтому брать его в руки в ходе Божественной литургии имеют право только священнослужители.