Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Тверская Атлантида»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Благовещение

Время создания
первая половина XVI века
Место создания
Тверь
Размер
47,5x40,4 см
Техника
дерево, темпера
2
Открыть в приложении
#3

Богоматерь из сцены «Благовещение», фрагмент Царских врат

#2
Представленный на выставке фрагмент (спилок) Царских врат с правой частью сцены Благовещения был найден в сарае при Знаменской церкви в селе Ильинском Лихославльского района вместе с некоторыми более поздними произведениями. Однако известно, что первоначально он находился в церкви Архангела Михаила в селе Локотцы под Лихославлем. Хотя это лишь одна из шести композиций, составлявших створки Царских врат, она обладает большой художественной выразительностью и незаурядными живописными достоинствами. 

Большой интерес представляют детали иконографии. Богоматерь изображена сидящей слева, ближе к фигуре явившегося к ней архангела Гавриила, находившейся на несохранившейся второй створке. Фигура Богоматери и сложный архитектурный фон восходят к классическим византийским образцам, но исполнены в упрощенной манере, свойственной посадским иконописцам. 

Богородица представлена в развороте, передающем ее удивление от неожиданного явления и обращенных к ней слов архангела. Ладонь ее правой руки поднята и раскрыта на уровне груди, ноги опираются на развернутое под углом подножие. Красная нить в руках Марии — пряжа для новой завесы Иерусалимского храма, которую ей поручили сделать вместе с другими девами. Согласно Протоевангелию Иакова, рассказ которого дополняет текст Нового Завета, Марии выпало прясть пурпур и багрянец. В богослужебной поэзии красная нить стала символом «исткавшейся» в этот момент внутри Богоматери плоти Христа.
 
Согласно Евангелию от Луки, действие происходит в Назарете, в доме Иосифа и Марии. Здесь он изображен в виде полуфантастических палат, рисунок которых зачастую лишен конструктивной логики. Кровли на тонких колонках (кивории), мраморные колонны с капителями, арки и прямые перекрытия — повторяют греческую и римскую архитектуру. Нередко именно в сцене Благовещения изображались капители колонн с львиными мордами или человеческими ликами, имитирующими реальный архитектурный декор. Высказывалось предположение, что эта деталь отсылает к украшениям Иерусалимского храма Соломона. Здания подчеркнуто объемны, изображены под углом к зрителю, но их пространственное положение не подчиняется прямой перспективе, а составные части не стыкуются друг с другом. Такое свободное обращение с формой встречается в русской иконописи XVI века. Наклон правой палаты вторит движению фигуры Богоматери, усиливая динамику композиции.
 
Произведение отличается звучным, но гармоничным колоритом, в котором ведущую роль играет светлый голубой фон. Хотя земли, из которых происходит икона, исконно входили в Тверское княжество, в живописи памятника прослеживается влияние Ростова с его вниманием к деликатным цветовым отношениям.
читать дальшескрыть

Благовещение

Время создания
первая половина XVI века
Место создания
Тверь
Размер
47,5x40,4 см
Техника
дерево, темпера
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%