Икона «Богоматерь Смоленская» поступила в собрание музея в 1935 году из иркутского Знаменского монастыря.
Правая рука младенца сложена в жест благословления. На Руси этот тип имел многочисленные варианты, которые получили название по местам их создания. По церковному сказанию, древнейшая Одигитрия была привезена на Русь из Византии в XI веке и с XII века находилась в Успенском соборе Смоленска. Особенно широкое распространение иконы данного типа получили после присоединения Смоленска к Московскому государству, когда после 1525 года в память этого события в московском Новодевичьем монастыре был построен собор во имя Богоматери Смоленской.
Автор иконы «Богоматерь Смоленская» обладал высоким уровнем профессионального мастерства. Он знал и великолепно использовал прием плави. Мягкие тональные переходы, тонкие нюансы ясно очерченного лика Богоматери, желто-зеленых одежд Христа и светло-зеленого фона подчинено общей гармонии. Алая подкладка мафория, словно изнутри озаряющая фигуру Богоматери, желто-зеленых одежд Христа и светло-зеленого фона подчинено общей гармонии. Алая подкладка мафория, словно изнутри озаряющая фигуру Богоматери, разворачивается на ее руках овальной складкой и заставляет взор зрителя вновь и вновь возвращаться к ликам. Богоматерь Смоленская — наиболее торжественный тип Одигитрии. Тем не менее, сибирский мастер наделил репрезентативный образ царственной Богоматери душевной мягкостью, доброжелательностью и внутренней уравновешенностью.