#7
Каркас женского головного убора — боктаг, Фрагмент серебряной пластины, Тумар (филактерий)
#8
#11
#12
Боктаг (бокка) — традиционный головной убор кочевников эпохи Золотой Орды. Он распространился из Китая: императриц Юаньской династии в Китае тоже изображали в этом головном уборе.
Боктаг имел вид круглой шапочки на каркасе из ветвей, бересты, бамбуковых планок или проволоки. От макушки поднимался цилиндр, который выше переходил в конус с плоской верхушкой. Весь убор был обтянут материей, которая сзади покрывала затылок; а из-под нее на плечи спускался другой, более крупный фрагмент ткани. Убор закрепляли на голове при помощи черной ленты.
В Астраханском музее-заповеднике хранится каркас такого головного убора. На нем есть втулка, в которую могли вставлять перья павлина. Это говорит о том, что хозяйка боктага была знатной и, вероятно, входила в состав монгольской элиты. В сообщении испанского посла Руи Гонсалеса Клавихо, при описании старшей жены Тимура, сказано: «…А на голове как бы шлем из красной материи, похожий на те, в которых [рыцари] сражаются на турнирах, и эта ткань слегка ниспадала на плечи. А этот шлем очень высок, и на нём было много крупного, светлого и круглого жемчуга, много рубинов, бирюзы и разных других камней, очень красиво оправленных. Покрывало, [ниспадавшее на плечи], было расшито золотом, а наверху [всего] был очень красивый золотой венок со множеством [драгоценных] камней и крупного жемчуга. Самый верх венчало сооружение из трех рубинов, величиной около двух пальцев, ярких и чрезвычайно красивых, с сильным блеском. Верх [всего] украшал большой султан, высотой в локоть, и от него [некоторые] перья падали вниз, а другие — до лица и доходили [иногда] до глаз. Эти перья были связаны вместе золотой бечевкой, на конце которой [имелась] белая кисточка из птичьих перьев с камнями и жемчугом; и когда она шла, этот султан развевался в разные стороны».
В археологических коллекциях хранятся золотые, серебряные с позолотой, бронзовые и янтарные бляхи, служившие навершиями головных уборов. Знатные женщины носили боктаги с навершиями из драгоценных камней, а те, кто занимал более низкие ступени в иерархии, — из бронзы.
Элементы головного убора из коллекции Астраханского музея-заповедника нашли в 1969 году, когда изучали Аксеновский могильник в 5 километрах от села Новый Аксай в Волгоградской области.
Боктаг имел вид круглой шапочки на каркасе из ветвей, бересты, бамбуковых планок или проволоки. От макушки поднимался цилиндр, который выше переходил в конус с плоской верхушкой. Весь убор был обтянут материей, которая сзади покрывала затылок; а из-под нее на плечи спускался другой, более крупный фрагмент ткани. Убор закрепляли на голове при помощи черной ленты.
В Астраханском музее-заповеднике хранится каркас такого головного убора. На нем есть втулка, в которую могли вставлять перья павлина. Это говорит о том, что хозяйка боктага была знатной и, вероятно, входила в состав монгольской элиты. В сообщении испанского посла Руи Гонсалеса Клавихо, при описании старшей жены Тимура, сказано: «…А на голове как бы шлем из красной материи, похожий на те, в которых [рыцари] сражаются на турнирах, и эта ткань слегка ниспадала на плечи. А этот шлем очень высок, и на нём было много крупного, светлого и круглого жемчуга, много рубинов, бирюзы и разных других камней, очень красиво оправленных. Покрывало, [ниспадавшее на плечи], было расшито золотом, а наверху [всего] был очень красивый золотой венок со множеством [драгоценных] камней и крупного жемчуга. Самый верх венчало сооружение из трех рубинов, величиной около двух пальцев, ярких и чрезвычайно красивых, с сильным блеском. Верх [всего] украшал большой султан, высотой в локоть, и от него [некоторые] перья падали вниз, а другие — до лица и доходили [иногда] до глаз. Эти перья были связаны вместе золотой бечевкой, на конце которой [имелась] белая кисточка из птичьих перьев с камнями и жемчугом; и когда она шла, этот султан развевался в разные стороны».
В археологических коллекциях хранятся золотые, серебряные с позолотой, бронзовые и янтарные бляхи, служившие навершиями головных уборов. Знатные женщины носили боктаги с навершиями из драгоценных камней, а те, кто занимал более низкие ступени в иерархии, — из бронзы.
Элементы головного убора из коллекции Астраханского музея-заповедника нашли в 1969 году, когда изучали Аксеновский могильник в 5 километрах от села Новый Аксай в Волгоградской области.
#13
Дата создания: XIII–XIV века
Техника: чеканка, гравировка
Размеры: 6,7×4,6×13,1 см
Коллекция: Драгоценные металлы
Правообладатель изображений: Государственное бюджетное учреждение культуры Астраханской области «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник»
№ Госкаталога: 17112912
Техника: чеканка, гравировка
Размеры: 6,7×4,6×13,1 см
Коллекция: Драгоценные металлы
Правообладатель изображений: Государственное бюджетное учреждение культуры Астраханской области «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник»
№ Госкаталога: 17112912
#10
Фрагмент серебряной пластины
#17
#18
Серебряную пластину из коллекции Астраханского музея-заповедника обнаружили в 2000 году на Самосдельском городище, в остатках средневекового городского поселения. В культурных слоях Самосдельского городища содержатся остатки сразу трёх городов, которые сменяли друг друга. Это хазарский, который располагался на этом месте в IX–X веках, город предмонгольского времени XI–XII столетий и золотоордынское поселение XIII–XIV веков.
Сама пластина, как полагают исследователи, была создана в промежутке между XII и XVI веками. Она украшена гравировкой, с одной стороны изображен квадрат, с другой — арабская надпись.
Магический квадрат —таблица, которая заполнена натуральными числами. Они располагаются таким образом, что сумма чисел в каждой строке, каждом столбце и на обеих диагоналях одинакова. Первый магический квадрат со сторонами 3×3, начертанный на панцире черепахи, был найден в Китае и датируется 2200 годом до нашей эры.
В эпоху Золотой Орды магические квадраты использовали в религиозно-магических обрядах. В этот период их обычно заполняли цифрами восточно-арабского содержания. Цифры наносили люди, которые изучали магию: знахари, шаманы, бахши — народные певцы у тюркских народов.
Ученые изучили средневековые письменные источники и выяснили, как население Золотой Орды использовало магические квадраты. Например, изображение наносили на стенки сосудов, чтобы защитить содержимое от порчи. Также средневековые трактаты по магии советовали использовать квадраты, чтобы легче пережить роды, испечь хороший хлеб или вызвать дождь во время засухи. Они рекомендовали носить квадраты с собой как амулеты, зашивать их в одежду, а некоторые даже проглатывать — как лекарство.
Вместе с мистическими квадратами в ритуалах использовали и другие предметы, которые наделяли особыми свойствами. Среди них можно упомянуть раковины каури, украшения с надписями благожелательного содержания и тумары — футляры для амулетов. А еще онгоны — фигурки или изображения, которые считали вместилищем душ умерших предков.
На территориях, которые входили в состав Золотой Орды, традиции использования магического квадрата в бытовой магии сохранились в Средней Азии.
Сама пластина, как полагают исследователи, была создана в промежутке между XII и XVI веками. Она украшена гравировкой, с одной стороны изображен квадрат, с другой — арабская надпись.
Магический квадрат —таблица, которая заполнена натуральными числами. Они располагаются таким образом, что сумма чисел в каждой строке, каждом столбце и на обеих диагоналях одинакова. Первый магический квадрат со сторонами 3×3, начертанный на панцире черепахи, был найден в Китае и датируется 2200 годом до нашей эры.
В эпоху Золотой Орды магические квадраты использовали в религиозно-магических обрядах. В этот период их обычно заполняли цифрами восточно-арабского содержания. Цифры наносили люди, которые изучали магию: знахари, шаманы, бахши — народные певцы у тюркских народов.
Ученые изучили средневековые письменные источники и выяснили, как население Золотой Орды использовало магические квадраты. Например, изображение наносили на стенки сосудов, чтобы защитить содержимое от порчи. Также средневековые трактаты по магии советовали использовать квадраты, чтобы легче пережить роды, испечь хороший хлеб или вызвать дождь во время засухи. Они рекомендовали носить квадраты с собой как амулеты, зашивать их в одежду, а некоторые даже проглатывать — как лекарство.
Вместе с мистическими квадратами в ритуалах использовали и другие предметы, которые наделяли особыми свойствами. Среди них можно упомянуть раковины каури, украшения с надписями благожелательного содержания и тумары — футляры для амулетов. А еще онгоны — фигурки или изображения, которые считали вместилищем душ умерших предков.
На территориях, которые входили в состав Золотой Орды, традиции использования магического квадрата в бытовой магии сохранились в Средней Азии.
#19
Дата создания: XII–XVI века
Техника: чеканка, тиснение
Размеры: 3×1,8 см
Коллекция: Драгоценные металлы
Правообладатель изображений: Государственное бюджетное учреждение культуры Астраханской области «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник»
№ Госкаталога: 17112940
Техника: чеканка, тиснение
Размеры: 3×1,8 см
Коллекция: Драгоценные металлы
Правообладатель изображений: Государственное бюджетное учреждение культуры Астраханской области «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник»
№ Госкаталога: 17112940
#20
Тумар (филактерий)
#21
#22
Тумар представляет собой небольшой футляр, в который вкладывался талисман. Амулет, который хранился в чехле, должен был защитить своего хозяина от болезней, сглаза, бесплодия и нечистой силы.
Цилиндрический тумар с прорезным орнаментом из коллекции Астраханского музея-заповедника нашли в 1996 году на территории городища «Красный Яр» в Астраханской области. Археологи определили, что он создан в XIII веке нашей эры. Сам амулетник выполнен из золота, петли — из серебра. На нем изображены две лани у цветка, который распускается столь пышно, что напоминает дерево. Тумар крепился к головному убору — боктагу.
Головной убор — «бокка», «боктаг» или «гугун» — отличал женщин, которые принадлежали к монгольской элите чингисидских государств. Боктаг изготавливали в виде круглой шапочки. Тканевая основа крепилась на каркасе из ветвей, бересты, бамбуковых планок или проволоки. От макушки поднимался цилиндр, который выше переходил в конус с плоской верхушкой. Весь убор был обтянут тканью, которая сзади покрывала затылок; а из-под нее на плечи спускался другой, более крупный фрагмент ткани. Боктаг богато украшали: вышивали жемчугом и драгоценными камнями, нашивали бляшки из благородных металлов и перья редких птиц.
Костюм, внешний облик кочевников дополнялись целым комплексом украшений: серьгами, шейно-нагрудными украшениями, например, бусами и ожерельями, а иногда — браслетами и перстнями. Дополнительно украшали одежду, головной убор, обувь. Для этого использовали бусы, амулеты, бляшки или бубенчики, поясные бляхи и пряжки, декоративные пуговицы. В качестве аксессуаров кочевники использовали сумки, футляры, зеркала и иные предметы.
Об облике кочевников оставил воспоминания Иоанн де Плано Карпини, итальянский францисканец, первый европеец, который посетил Монгольскую империю. В своей «Истории монголов» он писал: «Девушек и молодых женщин можно было с большим трудом отличить от мужчин, так как они одеваются во всем так, как мужчины». Это касалось не только покроя одежды (кочевники часто носили одеяния, напоминающие халат), но и означало, что мужчины тоже часто украшали свои наряды элементами декора.
В 2005 году амулетник из коллекции Астраханского музея-заповедника вместе с другими ценными археологическими находками экспонировался на выставке «Золотая Орда: история и культура» в городе Казань (под научным руководством Государственного Эрмитажа).
Цилиндрический тумар с прорезным орнаментом из коллекции Астраханского музея-заповедника нашли в 1996 году на территории городища «Красный Яр» в Астраханской области. Археологи определили, что он создан в XIII веке нашей эры. Сам амулетник выполнен из золота, петли — из серебра. На нем изображены две лани у цветка, который распускается столь пышно, что напоминает дерево. Тумар крепился к головному убору — боктагу.
Головной убор — «бокка», «боктаг» или «гугун» — отличал женщин, которые принадлежали к монгольской элите чингисидских государств. Боктаг изготавливали в виде круглой шапочки. Тканевая основа крепилась на каркасе из ветвей, бересты, бамбуковых планок или проволоки. От макушки поднимался цилиндр, который выше переходил в конус с плоской верхушкой. Весь убор был обтянут тканью, которая сзади покрывала затылок; а из-под нее на плечи спускался другой, более крупный фрагмент ткани. Боктаг богато украшали: вышивали жемчугом и драгоценными камнями, нашивали бляшки из благородных металлов и перья редких птиц.
Костюм, внешний облик кочевников дополнялись целым комплексом украшений: серьгами, шейно-нагрудными украшениями, например, бусами и ожерельями, а иногда — браслетами и перстнями. Дополнительно украшали одежду, головной убор, обувь. Для этого использовали бусы, амулеты, бляшки или бубенчики, поясные бляхи и пряжки, декоративные пуговицы. В качестве аксессуаров кочевники использовали сумки, футляры, зеркала и иные предметы.
Об облике кочевников оставил воспоминания Иоанн де Плано Карпини, итальянский францисканец, первый европеец, который посетил Монгольскую империю. В своей «Истории монголов» он писал: «Девушек и молодых женщин можно было с большим трудом отличить от мужчин, так как они одеваются во всем так, как мужчины». Это касалось не только покроя одежды (кочевники часто носили одеяния, напоминающие халат), но и означало, что мужчины тоже часто украшали свои наряды элементами декора.
В 2005 году амулетник из коллекции Астраханского музея-заповедника вместе с другими ценными археологическими находками экспонировался на выставке «Золотая Орда: история и культура» в городе Казань (под научным руководством Государственного Эрмитажа).
#23
Дата создания: XIII век н. э.
Техника: штамповка, гравировка
Размеры: диаметр — 1,6 см; длина — 6,0 см
Коллекция: Драгоценные металлы
Правообладатель изображений: Государственное бюджетное учреждение культуры Астраханской области «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник»
№ Госкаталога: 17112936
Техника: штамповка, гравировка
Размеры: диаметр — 1,6 см; длина — 6,0 см
Коллекция: Драгоценные металлы
Правообладатель изображений: Государственное бюджетное учреждение культуры Астраханской области «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник»
№ Госкаталога: 17112936
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
1

Открыть в приложении
Поделиться