1 / 2
Боярский пир времен Алексея Михайловича
Время создания
ХIХ в.
Размер
d - 43 см
Техника
фарфор, роспись
Выставка
1
Открыть в приложении#1
Завод М.С. Кузнецова
Боярский пир времен Алексея Михайловича
#6
#2
Выполнено во Владимирской губернии, селе Дулево на заводе товарищества М. С. Кузнецова в начале XX века. Фарфор, надглазурное покрытие, роспись, штамп, золочение.
Царские пиры назывались «столами». Они устраивались в дневное или вечернее время. Ежегодно при дворе совершалось до 30 пиров. Чаще всего они были приурочены к важным событиям в жизни царской семьи: венчанию на царствие, царской свадьбе, именинам, рождению и крестинам царских детей, церковным праздникам. Даже пиры в честь пожалования в думные чины могли иметь семейный характер, т. к. значительная часть членов Боярской думы были родственниками царя (Стрешневы, Морозовы, Милославские, Нарышкины).
С конца XVI в. на царские пиры почти перестали приглашать иностранных дипломатов. Отчасти это было связано с нежеланием преломлять хлеб с иноверцами. Вместо приглашения за царский стол иностранным дипломатам присылали блюда с царского стола. Иностранцев приглашали только в исключительных случаях.
В зависимости от причин застолья различался и состав его участников. Присутствие царицы допускалось на семейных пирах (свадебном и поминальном). Остальные застолья проходили без женщин. Но царица компенсировала это ограничение тем, что устраивала на женской половине дворца свои пиры.
Численность пировавших колебалась от одного-двух до нескольких десятков, но редко превышала сотню человек.
Выбор продуктов для царского стола определялся религиозными нормами. В зависимости от времени года различались столы строго постные, постные, сырные и скоромные.
Основной объем продуктов заготавливался в царских вотчинах.На их закупку казна ежегодно тратила около 30-40 тысяч рублей. Общие затраты на организацию пиров достигали 200 тыс. рублей в год, что превышает сегодняшние 2,5 млрд. рублей. Часть этих средств возвращалась в казну, так как излишки заготовок продавались.
Пиры, занимавшие исключительно важное место в придворной культуре XVII в., служили укреплению авторитета царской власти, способствовали единству придворного общества и преданности подданных. За детальной регламентацией этих пиров скрывалась стройная система нравственных, эстетических, религиозных и политических представлений. Среди российских монархов особое внимание придворному церемониалу уделял царь Алексей Михайлович. Возможно, именно поэтому автор блюда решил изобразить пир именно этой эпохи, хотя и использовал мотивы иллюстраций Виктора Васнецова к произведению А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», имеющему отношение к совершенно другому времени.
Царские пиры назывались «столами». Они устраивались в дневное или вечернее время. Ежегодно при дворе совершалось до 30 пиров. Чаще всего они были приурочены к важным событиям в жизни царской семьи: венчанию на царствие, царской свадьбе, именинам, рождению и крестинам царских детей, церковным праздникам. Даже пиры в честь пожалования в думные чины могли иметь семейный характер, т. к. значительная часть членов Боярской думы были родственниками царя (Стрешневы, Морозовы, Милославские, Нарышкины).
С конца XVI в. на царские пиры почти перестали приглашать иностранных дипломатов. Отчасти это было связано с нежеланием преломлять хлеб с иноверцами. Вместо приглашения за царский стол иностранным дипломатам присылали блюда с царского стола. Иностранцев приглашали только в исключительных случаях.
В зависимости от причин застолья различался и состав его участников. Присутствие царицы допускалось на семейных пирах (свадебном и поминальном). Остальные застолья проходили без женщин. Но царица компенсировала это ограничение тем, что устраивала на женской половине дворца свои пиры.
Численность пировавших колебалась от одного-двух до нескольких десятков, но редко превышала сотню человек.
Выбор продуктов для царского стола определялся религиозными нормами. В зависимости от времени года различались столы строго постные, постные, сырные и скоромные.
Основной объем продуктов заготавливался в царских вотчинах.На их закупку казна ежегодно тратила около 30-40 тысяч рублей. Общие затраты на организацию пиров достигали 200 тыс. рублей в год, что превышает сегодняшние 2,5 млрд. рублей. Часть этих средств возвращалась в казну, так как излишки заготовок продавались.
#7
#3
Участники
#4
Этот сюжет на фестивале представляла команда"Гуси-Лебеди» — сборнаяГАПОУ МО «Егорьевский техникум» (корп. 2) и ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж № 3 им. Героя Советского Союза З.Самсоновой» Егорьевский филиал.
Захаров Максим — стольник;
Фадеева Лидия — музыкант;
Французова Анастасия — комнатная бабка;
Акимов Максим — боярин;
Суховий Софья — музыкант;
Холманов Даниил — царь;
Ворошилина Марина — ученица, царица;
Старостин Роман — стольник;
Чудаков Илья — распорядитель;
Орлов Олег — музыкант Андрейка;
Козлов Иван — монтаж видео, сведение звука;
Куратор — Москалева Людмила
#10
<iframe width="560" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/qFhvvyvdpB4" title="YouTube video player" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture" allowfullscreen></iframe>
#8
Егорьевский историко-художественный музей
читать дальшескрыть
Боярский пир времен Алексея Михайловича
Время создания
ХIХ в.
Размер
d - 43 см
Техника
фарфор, роспись
Выставка
1

Открыть в приложении
Поделиться