В коллекциях музея хранятся ювелирные украшения, бытовавшие в прошлом у сибирских татар. К женским украшениям относились накосники («чулпы»), разнообразные серьги («сырга», «алга»), ожерелья, бусы («мунцак»), браслеты («беләзек»), кольца, перстни («йөзек»), нагрудные украшения.
Степень ценности украшений зависела от социального положения женщины. Женщины и девушки из богатых семей носили браслеты, кольца из серебра (редко золота) высоких проб, серебряные перстни с драгоценными камнями, дорогие серьги, жемчужные ожерелья. У женщин и девушек из бедных семей были браслеты и кольца из меди, дешевые серьги, в качестве шейного украшения — бусы (нанизанные на нитку разноцветные стеклянные шарики разной величины). Серебряные украшения выполняли также и функцию оберегов.
«Браслет» в переводе с французского означает «запястье». Украшением браслет стал не сразу. Первоначально браслеты, которые мы сейчас носим на запястьях рук, носили на щиколотках ног. Они служили человеку оберегом для защиты от злых духов. Браслеты делали из клыков животных, костей или других подручных материалов. Время для браслетов как украшений наступило, когда человек узнал, что такое металл. Стали появляться браслеты из меди и бронзы, позже в серебре и золоте, украшать их стали драгоценными камнями. С этого времени браслеты стали не только амулетом, но и признаком богатства. Они говорили о классовой принадлежности и уровне обеспеченности. Наиболее распространенным был сплошной браслет, сделанный из цельной пластины.
Татарские мастера изготавливали браслеты в основном из серебра и других простых металлов. Украшались браслеты резьбой, гравировкой, накладной сканью и зернью, инкрустировались драгоценными и полудрагоценными камнями. Наиболее распространенными были растительные орнаменты.
Среди экспонатов музея представлен браслет овальной формы, изготовленный из меди. С внешней стороны по окружности чеканкой нанесен национальный растительный орнамент. Такой браслет считался предметом, обладающим магическими свойствами. Как правило, носили их не снимая.
Степень ценности украшений зависела от социального положения женщины. Женщины и девушки из богатых семей носили браслеты, кольца из серебра (редко золота) высоких проб, серебряные перстни с драгоценными камнями, дорогие серьги, жемчужные ожерелья. У женщин и девушек из бедных семей были браслеты и кольца из меди, дешевые серьги, в качестве шейного украшения — бусы (нанизанные на нитку разноцветные стеклянные шарики разной величины). Серебряные украшения выполняли также и функцию оберегов.
«Браслет» в переводе с французского означает «запястье». Украшением браслет стал не сразу. Первоначально браслеты, которые мы сейчас носим на запястьях рук, носили на щиколотках ног. Они служили человеку оберегом для защиты от злых духов. Браслеты делали из клыков животных, костей или других подручных материалов. Время для браслетов как украшений наступило, когда человек узнал, что такое металл. Стали появляться браслеты из меди и бронзы, позже в серебре и золоте, украшать их стали драгоценными камнями. С этого времени браслеты стали не только амулетом, но и признаком богатства. Они говорили о классовой принадлежности и уровне обеспеченности. Наиболее распространенным был сплошной браслет, сделанный из цельной пластины.
Татарские мастера изготавливали браслеты в основном из серебра и других простых металлов. Украшались браслеты резьбой, гравировкой, накладной сканью и зернью, инкрустировались драгоценными и полудрагоценными камнями. Наиболее распространенными были растительные орнаменты.
Среди экспонатов музея представлен браслет овальной формы, изготовленный из меди. С внешней стороны по окружности чеканкой нанесен национальный растительный орнамент. Такой браслет считался предметом, обладающим магическими свойствами. Как правило, носили их не снимая.