Одним из важных атрибутов жизни кочевников были котлы. В условиях не оседлого образа жизни для скотоводов приобретали значение предметы, которые не требовали специальных приготовлений и могли быть легко убраны. Сам образ жизни кочевников предполагал упор на мясную и молочную пищу.
Важное значение приобрела посуда, в которой можно было готовить большие объемы провизии. Крупные котлы позволяли приготовить обед для целой семьи разом. Часто ученым встречались очень большие сосуды, позволяющие приготовить объем пищи, составляющий 60 или даже 70 литров.
Первые котлы начали появляться еще в бронзовом веке, однако наибольшее распространение они получили в среде кочевнических культур античности и раннего Средневековья. Исследователям известны скифские и сарматские котлы. Они выступали и характерным маркеров гуннских племен. Зачастую подобные сосуды могли быть импортными.
Котел обнаружили в районе Левой Россоши Каширского района Воронежской области, ученые находили его аналоги за рубежом. Возможно, его изготовили в Италии в период с II по I век до н. э. и только потом привезли в Северное Причерноморье.
Роль таких сосудов не ограничивалась обычным приготовлением пищи. Зачастую котлы использовались в ритуальных действиях, праздниках или во время захоронений, когда предполагался совместный прием пищи участниками. Исследователи выделили целый ряд функций, которыми обладали древние котлы. Российский исследователь Юрий Васильевич Балакин отмечал связь котла с идеей плодородия. Также он предполагал, что сосуд мог выполнять посреднические функции между людьми и духами. У некоторых народов котлы являлись своеобразным оберегом, защищающим семейство или племя от злых сил. Иногда (у нганасанов и хантов) они заменяли шаманский бубен.
Таким образом, зачастую
котел являлся не просто сосудом для приготовления пищи. Для кочевников он имел
важное сакральное значение. Артефакты этого типа помогают исследователям
раскрыть особенности быта племен раннего железного века и раннего
Средневековья.