Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Ямал: прошлое и настоящее»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Шапка, Кисы, Малица, Кузов, Шуба

0
Открыть в приложении
#1
Шапка, Кисы, Малица, Кузов, Шуба
#3
Екатерина Каткилева
Шапка детская меховая
#4
Основным сырьем для одежды коренных малочисленных народов Севера служили шкуры северного оленя. Верхнюю одежду, шапки и обувь шили, учитывая особенности строения кожного и волосяного покрова этого копытного.

Северный олень очень хорошо переносит арктические морозы. Каждый волосок его меха — это трубочка, в которой содержится воздух. Шерстинки плотно прилегают одна к другой и создают прочную теплоизоляцию. Из таких шкур можно шить одежду как наружу мехом, так и внутрь.

Тело человека чувствует сухое тепло от оленьего меха даже в моменты, когда от перепадов температуры скапливается небольшой конденсат. Микропоры шерсти впитывают эту влагу и легко расстаются с ней при сушке. Таким образом, вещь из оленьего меха при должном уходе не портится и служит долго.

Когда ненецкие женщины готовили и кроили материал, чтобы шить из него шапки, верхнюю одежду или другие изделия, например сумки или нюки для покрытия чума, шкуры подбирали так, чтобы ворс всегда был направлен вниз. По такому ворсу капельки дождя и мокрого снега скатывались вниз, и шкура не загнивала.

В холодном климате невозможно было выжить без шапки. Материал и форма головных уборов северных народов были приспособлены к суровым климатическим условиям и кочевому быту. Женщины шили шапки мягкими, легкими, теплыми, достаточно просторными. Такие шапки были удобными и при езде на оленях, и во время другой деятельности, связанной с кочевым образом жизни — охраной стада и охотой.

Детская одежда в большинстве случаев не отличалась от одежды взрослого человека. Это касалось и меховой шапки, которую малышу шила мать или бабушка.

Детская шапка дополняла меховую шубку малицу. Шапку шили по типу капора, или отдельного капюшона, закрывающего голову со всех сторон. Для детской шапки брали так называемый лоб — мягкую шкуру с головы олененка. У нее оставляли естественные очертания глазниц, отверстий от рожек и ушек. Эти части оформляли орнаментом, контрастными полосками меха или ярким сукном. Таким образом в одежде утверждалась связь человека с животным, которое помогало ему выживать в условиях арктической тундры.
#5
Полное наименование: Шапка детская меховая. Хомаку
Автор: Каткилева Екатерина Дмитриевна
Дата создания: 2009 год
Техника: мех оленя, мех лисы, шитье, ручная работа
Место создания: ЯНАО, город Муравленко
Размеры: 32×24 см
Коллекция: Этнография
Правообладатель изображений: МБУК «Эколого-краеведческий музей города Муравленко»
№ Госкаталога: 14215159
#6
Кисы детские
#7
Коренные жители Севера шили зимнюю одежду из разных частей шкуры северного оленя. Особенности строения кожного и волосяного покрова этого животного позволяли одежде из его меха выдерживать любую стужу.

Зимней обувью хантов, манси и ненцев были особенные сапоги — кисы. Их шили в основном из камуса — шкуры, взятой с голенища оленя. Мех с этой части ноги считался самым подходящим для обуви, поскольку ворс был достаточно жестким, отталкивал снег и грязь, не впитывал влагу. Правильно сшитые кисы высотой до колена были способны сохранять тепло и сухость ног даже при температуре ниже 50–60 градусов.

Камус обычно обрабатывали отдельно от больших шкур. В отличие от более плотных шкур лося или кабана, тонкую оленью шкуру можно было просушить даже зимой. Чтобы освободить кожу от лишней влаги, срезанные камусы выносили на мороз и немного растягивали. Так шкура не съеживалась.

Перед самой выделкой шкуру смачивали и размягчали со стороны мездры — слоя подкожной клетчатки. Чтобы сделать кожу податливой, ханты использовали рыбий или олений жир, содержимое оленьего желудка, а позже стали использовать кислое тесто. Затем с размягченных камусов скребками аккуратно счищали мездру, стараясь не прорвать кожу. Время от времени ее разминали руками — чем дольше, тем лучше. Хорошо выделанный камус становился мягким, эластичным и лучше сохранял тепло.

Часто камусы в процессе выделки развешивали над очагом так, чтобы их окуривал дым. Считалось, что прокопченная кожа лучше сохраняла водонепроницаемость и ее не поедали насекомые.

Кисы шили исключительно мехом наружу, иногда оставляя немного ворса внутри обуви. Полоски камуса сшивали нитками из оленьих жил. Подошву делали из щеток — шкурок, которые находятся между малым и большим копытом оленя, — простого кусочка камуса или плотной шкуры со лба оленя. Последнюю использовали только для изготовления мужской обуви, а в женской такой элемент был под запретом.

И взрослые, и детские кисы украшали меховой мозаикой, бисерным шитьем и вышивкой. Часто для дополнительной прочности конструктивные швы укрепляли разноцветным сукном — плотной шерстяной или полушерстяной тканью.
#8
Полное наименование: Кисы детские
Дата создания: 1998 год
Техника: мех оленя, шитье, ручная работа
Место создания: ЯНАО, город Муравленко
Размеры: 60×22.5 см
Коллекция: Этнография
Правообладатель изображений: МБУК «Эколого-краеведческий музей города Муравленко»
№ Госкаталога: 13640410
#9
Екатерина Каткилева
Малица детская. Гусь
#10
Для коренных народов Севера было характерно особое отношение к детям. Их считали даром небес и большой радостью для всей семьи, поэтому шили для них одежду из лучших материалов.

В возрасте от одного года до пяти-шести лет ребенка одевали в меховую шубку глухого покроя — малицу. Ее чаще всего шили в два слоя, мехом и внутрь, и наружу. Малица состояла из основы — скрепленных передней части и спинки, — плотного капюшона, рукавов, подола и подклада.

Перед тем как раскроить и пошить малицу, нужно было подобрать и подготовить материал. При выборе меха обязательно учитывали его цвет, а также фактуру и длину ворса. Детские малицы шили только из мягких светлых шкурок. Их тщательно мездрили — специальным скребком очищали от пленок и подкожной клетчатки. Этот процесс повторяли три или четыре раза, в перерывах просушивая и разминая шкурки руками.

Шкурки старались сшивать так, чтобы по рисунку и направлению меха они казались единым целым. Для соединения деталей использовали нити из сухожилий животных, чаще всего оленей.

Малица была удобна тем, что капюшон и рукавички пришивались к ее основе, поэтому одеяние не оставляло ни одного открытого участка тела. Также благодаря такой конструкции шубка не распахивалась во время подвижных игр и прогулок.

В капюшоне малицы, выполненном из шкуры с головы оленя, старались сохранить естественные очертания глазниц, отверстий от рожек и ушек животного. Все эти части оформляли национальным орнаментом, полосками меха, ярким сукном. В ненецкой традиции такое сохранение всех деталей на шкурке с головы оленя напоминало о том, что человек и олень неразделимы и являются друг для друга основой жизни.

К рукавам малицы с нижней стороны пришивали маленькие колокольчики или бубенцы-обереги, которые, по поверьям, мелодичным металлическим звоном отгоняли злых духов.

С возрастом, начиная с шести-семи лет, для девочек и мальчиков шили одежду, которая внешне и функционально уже разделялась на женскую и мужскую. С этими нарядами дети получали определенные социальные роли и старались соответствовать им в повседневных делах.
#11
Полное наименование: Шуба детская малица Гусь (шомга)
Автор: Каткилева Екатерина Дмитриевна
Дата создания: 1998 год
Техника: мех оленя, бисер, ручная работа
Место создания: ЯНАО, город Муравленко
Размеры: 70×40 см
Коллекция: Этнография
Правообладатель изображений: МБУК «Эколого-краеведческий музей города Муравленко»
№ Госкаталога: 13640394
#12
Фекла Бондаренко
Кузов заплечный
#13
Для организации домашнего хозяйства коренные малочисленные народы Севера использовали самодельные емкости из бересты: короба, кузова, сосуды. Они могли быть разного размера и формы: круглые, овальные, прямоугольные, с накладными плоскими или выпуклыми крышками. В них хранили инструменты, одежду, посуду, продукты.

Такие легкие и прочные предметы хранения были характерны и для быта хантов — угорского народа, живущего на севере Западной Сибири. Ханты вели полуоседлый образ жизни, и основными источниками пропитания для них были оленеводство, рыболовство и промысловая деятельность. Им часто приходилось переезжать с места на место, а со сменой сезонов — из зимних стойбищ в летние и наоборот.

Для переноски не очень тяжелых грузов ханты использовали большие заплечные кузова прямоугольной или трапециевидной формы. В них было удобно переносить рыбу, ягоды, мясо и другую поклажу. В больших кузовах также можно было хранить еду.

Кроме крупных заплечных кузовов, существовали маленькие кузовки-набирки. Их ханты использовали для сбора ягод. Набирки для низкорастущих ягод подвешивали к поясу при помощи крепилки из кости или дерева. А если собирали высокорастущие ягоды, кузов вешали на шею на лямке.

Заплечный кузов из коллекции музея города Муравленко сделала мастерица Фекла Бондаренко в 2012 году. Сосуд она изготовила из длинной полосы бересты, которую сложила поперек. Нижние углы свернула конвертом и подшила к боковинам.

Плоская круглая крышка кузова также сделана из бересты. Для прочности мастерица прошила ее корнем кедра и укрепила черемуховым прутом. А сверху нашила темную копченую бересту и тем самым создала орнамент.

Лямка для кузова сшита из брезента, к боковинам она прикреплена с помощью оленьей ровдуги — сыромятной кожи, по свойствам похожей на замшу. Чтобы ее получить, кожу оленя сначала мездрят — соскребают подкожную клетчатку, — затем убирают шерсть и пропитывают разными веществами, чтобы разрыхлить ее и предотвратить слипание коллагена в волокнах. Только после этого кожу мнут и сушат, а в зимнее время вымораживают. На последнем этапе изготовления ровдуги кожу обрабатывают дымом тлеющих гнилушек и углей. Так она окрашивается и становится водонепроницаемой.
#14
Полное наименование: Кузов заплечный
Автор: Бондаренко Фекла Семеновна
Дата создания: 2012 год
Техника: береста, ручная работа, сборка
Место создания: ЯНАО
Размеры: 43×31×14 мм
Коллекция: Этнография
Правообладатель изображений: МБУК «Эколого-краеведческий музей города Муравленко»
№ Госкаталога: 14221498
#15
Екатерина Каткилева
Шуба девичья
#16
На Севере мастерство женщины в шитье определяли в том числе по меховой одежде, которую она носила.

Например, ненецкие женщины зимой носили шубу, сшитую из оленьих шкур. Она называлась ягушкой и была аналогом мужской малицы. В отличие от малицы, у ягушки был распашной крой и отсутствовал капюшон.

Ягушку шили из меха неблюя — трех-четырехмесячного олененка. Шкуры тщательно подбирали по высоте и расположению ворса, после чего детали раскраивали и сшивали между собой. Подкладку делали тоже из оленьего меха, но животного постарше, четырех-пятимесячного.

К бортам шубы на некотором расстоянии друг от друга пришивали парные ровдужные ремешки, которые служили завязками, — около 14 штук. Они завязывались изнутри.

Воротник чаще шили из меха пушного зверя: лисицы или соболя, — реже из оленьего меха. Самыми нарядными считались ягушки из белого оленьего меха с широкой темной опушкой — пандой — из короткошерстного летнего меха.

Основным украшением ягушки был традиционный геометрический узор, который располагался вдоль полок, не доходя до низа, и опоясывал шубу между станом и широкой пришивной полосой на подоле. Кроме того, обязательными были вертикальные вставки с узором в конструктивных швах стана по бокам и на спине. Так же украшали обшлага и плечевые швы.

Узоры по низу стана размещали сложные, со множеством геометрических элементов. Ширина орнамента обычно составляла четыре-пять сантиметров.

Одну ягушку могли декорировать разными мотивами. Например, подол украшали традиционным узором «оленьи рога», который напоминал голову оленя, украшенную рогами, на полочках размещали «локти лисицы» — стилизованные изображения согнутых во время бега лапок, на обшлагах — «головки», ряд треугольников, расположенных вершинами вниз.

Так как у шубы не было капюшона, носили ее с шапкой. Чаще всего убор шили в цвет основной одежды и украшали традиционным орнаментом и металлическими подвесками. Если была возможность — сверху повязывали привозной яркий кашемировый платок.

Рукавицы пришивали к рукавам с тыльной стороны. Так их можно было быстро скинуть, но при этом не потерять на морозе.

Когда приходилось долго бывать на морозе, например во время езды на нартах в поисках нового стойбища, ненка перехватывала свою ягушку по талии поясом, вытканным из плотной шерсти или простых цветных ниток. Пояс украшала большая металлическая круглая пряжка.
#17
Полное наименование: Шуба девичья национальная
Автор: Каткилева Екатерина Дмитриевна
Дата создания: 1998 год
Техника: мех оленя, бисер, ручная работа, шитье
Место создания: ЯНАО, город Муравленко
Размеры: 126×40 см
Коллекция: Этнография
Правообладатель изображений: МБУК «Эколого-краеведческий музей города Муравленко»
№ Госкаталога: 13640404
#18
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Шапка, Кисы, Малица, Кузов, Шуба

0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%