Букварь становился первым учебником советского школьника. Главной его задачей было не только научить грамоте, но и воспитать подрастающее поколение в духе государственной идеологии.
В начальных классах дети учились читать по букварю, как правило, в первой четверти, и заканчивалась она праздником «Прощание с букварем». Обучение строилось на определенной методике: первоклассники изучали основные буквы и звуки и сразу усваивали их графическое обозначение. Буквари хорошо иллюстрировали: главными героями сюжетных картинок становились сверстники детей. Они собирали грибы, запускали воздушного змея, лепили снеговика, катались на коньках и санках и занимались другими обычными делами. Яркие картинки и примеры делали процесс обучения грамоте легким и понятным.
Этот букварь авторства советского педагога Сергея Редозубова был разработан для городских школ и впоследствии несколько раз переиздавался. На страницах букваря поднимались и серьезные темы: помощь по дому и саду, основные обязанности детей. «Ма-ма мы-ла ра-му» — одно из первых предложений, составленное в букваре. А рядом на картинке не только мама, которая моет раму, но и девочка, которая помогает — несет таз с водой. Важное место занимали и темы общегосударственного значения: труд в сельском хозяйстве, новые фабрики и заводы, благосостояние семьи, спорт. На страницах букваря появлялись октябрята — помощники взрослых, пример поведения для многих школьников. В начале 1960-х годов на последних страницах книги разместили портрет первого человека в космосе Юрия Гагарина.
В экспозиции музея представлен экземпляр букваря из стереотипного, 12 издания, выпущенный Государственным учебно-педагогическим издательством министерства просвещения РСФСР в 1964 году. Поскольку букварь бытовал в каждой советской семье, воспитывающей первоклассника, это была одна из самых распространенных книг. Поэтому букварь, как правило, не берегли: у каждого следующего ребенка в семье был новый. Парадоксально, но самая массовая советская книга стала одной из самых редких в XXI веке. Букварей, изданных в 1960-е годы, осталось очень немного, это библиографическая редкость.
В начальных классах дети учились читать по букварю, как правило, в первой четверти, и заканчивалась она праздником «Прощание с букварем». Обучение строилось на определенной методике: первоклассники изучали основные буквы и звуки и сразу усваивали их графическое обозначение. Буквари хорошо иллюстрировали: главными героями сюжетных картинок становились сверстники детей. Они собирали грибы, запускали воздушного змея, лепили снеговика, катались на коньках и санках и занимались другими обычными делами. Яркие картинки и примеры делали процесс обучения грамоте легким и понятным.
Этот букварь авторства советского педагога Сергея Редозубова был разработан для городских школ и впоследствии несколько раз переиздавался. На страницах букваря поднимались и серьезные темы: помощь по дому и саду, основные обязанности детей. «Ма-ма мы-ла ра-му» — одно из первых предложений, составленное в букваре. А рядом на картинке не только мама, которая моет раму, но и девочка, которая помогает — несет таз с водой. Важное место занимали и темы общегосударственного значения: труд в сельском хозяйстве, новые фабрики и заводы, благосостояние семьи, спорт. На страницах букваря появлялись октябрята — помощники взрослых, пример поведения для многих школьников. В начале 1960-х годов на последних страницах книги разместили портрет первого человека в космосе Юрия Гагарина.
В экспозиции музея представлен экземпляр букваря из стереотипного, 12 издания, выпущенный Государственным учебно-педагогическим издательством министерства просвещения РСФСР в 1964 году. Поскольку букварь бытовал в каждой советской семье, воспитывающей первоклассника, это была одна из самых распространенных книг. Поэтому букварь, как правило, не берегли: у каждого следующего ребенка в семье был новый. Парадоксально, но самая массовая советская книга стала одной из самых редких в XXI веке. Букварей, изданных в 1960-е годы, осталось очень немного, это библиографическая редкость.