Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Забытые дворянские усадьбы Бронницкого уезда»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве
#2

Бульотка (комплект из сосуда для воды и спиртовки)

#3
#4
Бульотка представляет собой комплект из сосуда для воды и спиртовки, которая служит для нагрева или поддержания температуры. Считается, что прототипом устройства был китайский котелок для кипячения воды хо-го. Однако у «огненного котелка» — так переводится хо-го — не было крана для слива, и воду доставали специальным черпаком.

Первые чайники на конфорке со спиртовкой появились в начале XVIII века. По размеру они были больше заварочных чайников и устанавливались на высокой подставке, предохраняющей мебель от порчи. Зачастую чайник и конфорка были изготовлены в разное время, и один предмет мог быть дополнен другим по мере необходимости.

Бульотки использовали в основном для поддержания температуры горячей воды, чай в них заваривали очень редко. До применения спиртовой конфорки нужной температуры добивались с помощью специальных металлических цилиндров. Сначала их разогревали на огне, а затем опускали в сосуд. Бульотки преимущественно изготавливали из металла, но встречаются также фаянсовые и фарфоровые экземпляры.

В конце XVIII века был изобретён более прогрессивный аппарат для нагревания воды — самовар. Вода в самоваре не только быстро нагревается до нужной температуры, но и умягчается, то есть становится более подходящей для заварки чая. Самовар стал особенно популярен в XIХ веке в России. В Европе он не получил должного признания и широкого распространения.

После изобретения самовара бульотку в России стали иронично называть «Самовар эгоист». Однако пользоваться бульотками не перестали: это устройство часто брали с собой в поездки. «Самовар Эгоист» чаще всего использовался на двоих — «tete-a-tet». Под такой формат выпускались специальные сервизы на две персоны.

В семьях на чай приглашали специально. Главным действующим лицом была хозяйка дома, которая заваривала и разливала чай гостям. Традиция пошла с тех пор когда мужчины собирались в кофейных домах и клубах. Женщины устраивали чаепития для дам у себя дома.

Чай сервировали на специальном столике с высокими бортиками или на чайном столике (на 10-15 сантиметров ниже обеденного). На столик ставили бульотку, один или несколько заварных чайников, ситечко, сахарницу с сахаром и щипцами, чашки с блюдами. Чайный приём подразумевал определенную свободу и самостоятельность приглашённых — в связи с чем отсутствовали слуги и перемены блюд.
#5
Автор: неизвестный автор
Дата: создания конец XIX — начало XX века
Техника: никелировка
Размеры: 27,5×16×16 см
Коллекция: Предметы быта
Правообладатель изображений: Муниципальное учреждение культуры «Раменский историко-художественный музей»
#6

Пресс с винтом

#7
#8
Пресс с винтом является уникальным предметом из сервиза «Луковичная роспись» — подобное сочетание фарфора и металла редко встречается в кухонном оборудовании. Устройство было предназначено для колки орехов. На мануфактуре Мейсен долгое время экспериментировали с различными пигментами, чтобы найти идеальный синий цвет краски. Яркий синий должен был наиболее выигрышно подчеркнуть белоснежный мейсенский фарфор.

После многочисленных опытов художники получили желаемый результат. Оказалось, что кобальт, окисляясь при обжиге, даёт устойчивый и яркий синий цвет. Месторождения кобальта были обнаружены в горных районах Саксонии, он содержался в никелевых рудах. Добыча их многократно возросла.

Краску на основе кобальта наносили под глазурь, и по-настоящему яркой роспись становилась только после финального обжига. Такой приём был освоен на мануфактуре Мейсен с 1717 года.

Изобретателем непосредственно мотива росписи стал Иоганн Давид Кретшмар (Johann David Kretschmar) — один из художников на мануфактуре Мейсен. Повторения и вариации восточноазиатских мотивов кобальтовой росписи в 1729 году привели к созданию Крештмаром нового орнамента. Изначально он назывался «blueordinaire», то есть «обычный синий». Орнамент состоял из изображений персиков, гранатов (символы плодородия), лимонов, бамбуковых палочек, листьев и цветущих лотосов и хризантем. К 1739 году мотив росписи был доведен до совершенства: именно в таком виде она известна нам сейчас.

Само название «луковичная роспись» возникло совершенно случайно. Поскольку художники не знали, как выглядят на самом деле диковинные фрукты и цветы, которые они пытались изобразить, рисунок граната в росписи по схожести внешних черт коллеги Кретшмара иронично назвали луком. С 1850 года это название вошло в обиход и закрепилось, даже несмотря на то, что основным мотивом этой росписи является центральное изображение пионов, обвивающих стебли бамбука.

Мотив росписи и технология изготовления краски быстро стали популярными. Многие фабрики, видя успех мейсенского фарфора, стали копировать наиболее удачные образцы. Поскольку мануфактура не запатентовала свою роспись, этот процесс со временем только усиливался. Среди известных производителей, которые также не избежали повторов луковичной росписи фарфора Meissen, стали Villeroy& Boch (Германия) и Wedgwood (Великобритания).

Только в 1886 году мануфактура Мейсен смогла вернуть исключительные права на созданную ей роспись. Для защиты от дальнейших подделок и похожих внешне имитаций на продукцию с луковичной росписью начали ставить дополнительное клеймо в виде скрещенных мечей в основании стебля бамбука.

На сегодняшний день Мейсен — один из немногих производителей, которые используют технику подглазурной росписи именно в тех традициях, как это было 270 лет назад.
#9
Автор: Мейсенский завод
Дата создания: середина XIX века
Техника: фарфор, Окись кобальта, Металл
Размеры: 13×14,5×6 см​​​​​​​
Правообладатель изображений: Раменский историко-художественный музей
Коллекция: Фарфор, керамика
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%