Ассигнации, или ассигнационные рубли, имели хождение на территории Российской империи в периоды с 1769 по 1785, с 1785 по 1818 и с 1818 по 1843 год. Изначально они носили характер вспомогательных, а затем и основных денежных единиц.
Необходимость замены металлических дензнаков более компактным эквивалентом стала очевидна еще в XVIII веке. Еще Михаил Васильевич Ломоносов, получив за «Оду на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны» 2 000 рублей медью, вынужден был везти награду домой на нескольких возах; на подводах отправлялись и за подушной податью.
Первую попытку ввести банкноты инициировал Пётр III еще в 1762 году. Однако воплотить идею помешало сначала недоверие к «авантюре» представителей дворянства, а потом и государственный переворот. Взойдя на престол, Екатерина II вернулась к этому проекту в 1769 году.
За время русско-турецкой войны государственная казна понесла большие убытки, ведь на международном уровне все расчеты велись только серебряными и золотыми монетами. Идею «ассигнатов» позаимствовали из Франции, которая оказалась в подобной ситуации в период Французской революции. Так в 1769 году в России появился первый Ассигнационный банк. В него было заложено 500 тысяч рублей медной монетой и выпущено банкнот достоинством 25, 50, 75 и 100 рублей на сумму в один миллион рублей.
Первоначально ассигнации отличались друг от друга только указанным номиналом. Этим не преминули воспользоваться фальшивомонетчики, приноровившиеся затирать одни цифры и вписывать вместо них другие. Чтобы остановить мошенников, купюры начали делать разных цветов. Печатали деньги в Сенатской типографии на специальной бумаге фабрики Карла Ефимовича Сиверса, что в Красном Селе. С 1866 года Экспедиция заготовления государственных денег начала представлять купюры с портретами государственных деятелей.
Сторублевую купюру 1910 года, представленную в экспозиции, в народе прозвали «катенькой» за украшавший ее потрет Екатерины II. Дизайн купюры в стиле модерн включал множество мелких, тонко прописанных элементов, перетекавших один в другой. В правом верхнем углу изображен рог изобилия как символ государственного благоденствия, античный воин левее портрета императрицы олицетворяет силу, голова сатира внизу — расцвет культуры. Портрет самой Екатерины II отличает живость черт. Подделать такое изображение было практически невозможно.
Необходимость замены металлических дензнаков более компактным эквивалентом стала очевидна еще в XVIII веке. Еще Михаил Васильевич Ломоносов, получив за «Оду на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны» 2 000 рублей медью, вынужден был везти награду домой на нескольких возах; на подводах отправлялись и за подушной податью.
Первую попытку ввести банкноты инициировал Пётр III еще в 1762 году. Однако воплотить идею помешало сначала недоверие к «авантюре» представителей дворянства, а потом и государственный переворот. Взойдя на престол, Екатерина II вернулась к этому проекту в 1769 году.
За время русско-турецкой войны государственная казна понесла большие убытки, ведь на международном уровне все расчеты велись только серебряными и золотыми монетами. Идею «ассигнатов» позаимствовали из Франции, которая оказалась в подобной ситуации в период Французской революции. Так в 1769 году в России появился первый Ассигнационный банк. В него было заложено 500 тысяч рублей медной монетой и выпущено банкнот достоинством 25, 50, 75 и 100 рублей на сумму в один миллион рублей.
Первоначально ассигнации отличались друг от друга только указанным номиналом. Этим не преминули воспользоваться фальшивомонетчики, приноровившиеся затирать одни цифры и вписывать вместо них другие. Чтобы остановить мошенников, купюры начали делать разных цветов. Печатали деньги в Сенатской типографии на специальной бумаге фабрики Карла Ефимовича Сиверса, что в Красном Селе. С 1866 года Экспедиция заготовления государственных денег начала представлять купюры с портретами государственных деятелей.
Сторублевую купюру 1910 года, представленную в экспозиции, в народе прозвали «катенькой» за украшавший ее потрет Екатерины II. Дизайн купюры в стиле модерн включал множество мелких, тонко прописанных элементов, перетекавших один в другой. В правом верхнем углу изображен рог изобилия как символ государственного благоденствия, античный воин левее портрета императрицы олицетворяет силу, голова сатира внизу — расцвет культуры. Портрет самой Екатерины II отличает живость черт. Подделать такое изображение было практически невозможно.