Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Вспоминая бунинское время»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Введенская церковь, Слобода, Вокзал, Ул.Торговая

0
Открыть в приложении
#21
Введенская церковь, Слобода, Вокзал, Ул.Торговая
#37

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Фотокопия с почтовой карточки

#23
#24
Чуть ниже Вознесенского собора находится Введенская церковь, самая древняя в городе. Каменный храм в стиле «барокко», взамен пришедшего в негодность деревянного, начали возводить в XVIII веке. Освящен он был в 1761 году, свой окончательный облик обрёл к середине XIX века.

Вечерние богослужения в этом храме навсегда остались в памяти писателя: «После отъезда отца с матерью … в субботу, … вечером я должен был идти ко всенощной, в церковку Воздвиженья, стоявшую в одном из глухих переулков близ гимназии. Боже, как памятны мне эти тихие и грустные вечера поздней осени под ее сумрачными и низкими сводами!.. Нет, это неправда — то, что говорил я о готических соборах, об органах: никогда не плакал я в этих соборах так, как в церковке Воздвиженья в эти темные и глухие вечера, проводив отца с матерью и войдя истинно как в отчую обитель под её низкие своды, в её тишину, тепло и сумрак, стоя и утомляясь под ними в своей длинной шинельке и слушая скорбно-смиренное «Да исправится молитва моя» или сладостно-медлительное «Свете Тихий — святые славы бессмертного — Отца небесного — святого, блаженного — Иисусе Христе».

Бунин И.А. «Жизнь Арсеньева»

В каждом елецком храме была особо почитаемая святыня. В Введенском храме ею была чудотворная икона Божией матери «Взыскание погибших».

«Древний образ, перед которым горят неугасимые лампады и всегда молится на коленях какая-нибудь женщина в темной шали, крепко прижав щепоть ко лбу и настойчиво и скорбно устремив глаза на тускло блистающий в теплом лампадном свете смугло-золотой оклад, в отверстия которого видна узкая черно-коричневая дощечка правой руки, прижатой к груди, а немного выше небольшой и такой-же темный средневековый Лик, смиренно и горестно склоненный к левому плечу под серебряным кружевным, колючим венчиком в мелко и разнообразно сверкающих алмазах, жемчугах и рубина».

Бунин И.А. «Жизнь Арсеньева»

Дома, расположенные неподалеку, были с большими садами, что придавало местности очень живописный и неповторимый вид.

«По глухой Садовой улице он пришёл к обрыву над рекой, замкнутому древней приземистой церковкой. Тупик, сады за заборами, деревянные домишки в три окна; золотой крест над куполом мягко мерцает, тает в тёплом воздухе… Церковные двери были раскрыты, он, крестясь, вошёл. Низкие своды, ни души, холодок и старый, сложный церковный запах. Голые низкие стены выкрашены синей, как сахарная бумага, краской, в куполе светло, внизу синевато, сумрачно; алтарь грубо блещет, в прорези золотокованых царских врат сквозит красный шёлк завесы… Он поднялся на ступеньки амвона, подошёл к чудотворной иконе возле северных дверей алтаря. Она была из толстого темного дерева на бархатной вишнёвой подкладке и вся цветисто пестрела за мерцавшей перед ней лампадкой: темное серебро оклада, на окладе множество поддельных драгоценных камней, висят образки и ленты, оловянные сердца, руки и ноги, исцелённые части тела».

Бунин И.А. «Апрель»
#25
Полное наименование Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Фотокопия с почтовой карточки
Автор Иванов Сим Егорович
Дата создания 2010 год
Техника фотография
Размеры 10×15 см
Правообладатель изображений Елецкий городской краеведческий музей
Коллекция Елецкий городской краеведческий музей
#38

Владимиро-Сергеевская церковь. Фотокопия

#27
#28
На снимке, сделанном в северном направлении с улицы Старомосковской, с пригорка, изображена Черная слобода. Своё название она получила по виду земель, на которых поселились ремесленники. «Черные» земли облагались налогом, оброком в противовес «белым», жители которых не платили податей. Мелкое ремесленное производство с давних пор было рассредоточено здесь по жилым дворам. В слободе жили кожевники и шорники, сапожники и скорняки, плотники и столяры — одним словом, те, кто обеспечивал служилое население города, одевал, обувал, снаряжал на дела ратные, изготавливал предметы домашнего обихода.

Существует легенда, за которой, возможно, стоит исторический факт. Царь Алексей Михайлович проезжал через Елец в ненастную погоду. А дороги развезло, и царская карета безнадежно застряла в Черной слободе. Тогда чернослободцы выпрягли выбившихся из сил лошадей, на руках вытащили коляску на гору и тащили её вплоть до села Рогатого. И царь повелел отдать им в надел земли, по которым проехал столь необычным образом. Слобожане долго хранили царскую грамоту, да не сберегли во время большого пожара.

Один из героев повести Ивана Бунина «Деревня», Тихон Красов, вырос в Черной слободе: «В Слободе прошло его детство, — на этой полугоре, среди вросших в землю мазанок с прогнившими и почерневшими крышами, среди навоза, который сушат перед ними для топки, среди мусора, золы и тряпок… Теперь и следа не было той мазанки, где родился и рос Тихон Ильич. На ее месте стоял новый тесовый домик со ржавой вывеской над входом: „Духовный портной Соболев“. Все прочее было в Слободе по-старому: свиньи и куры возле порогов; высокие шесты у ворот, а на шестах — бараньи рога; белые большие лица кружевниц, выглядывающих из-за горшков с цветами, из крохотных окошечек; босые мальчишки с одной помочей через плечо, запускающие бумажного змея с мочальным хвостом; белобрысые тихие девочки, играющие возле завалинок в любимую игру — похороны кукол… На горе, в поле, … кладбище, за оградой которого, среди старых деревьев, была когда-то страшная могила богача и скряги Зыкова, провалившаяся в ту же минуту, как только засыпали ее».

В центре снимка — Владимиро-Сергиевская церковь. Её основание связано с чудесным избавлением Руси от нашествия Тамерлана. Храм был посвящен иконе Владимирский Божьей Матери. А второе название церковь получила по приделу, посвященному преподобному Сергию Радонежскому.Деревянная церковь в Черной слободе была построена еще в ХVII веке. Каменный храм возвели в 1779 году, высокую колокольню — в 1809-м. Это был один из самых нарядных храмов города.
#29
Полное наименование Владимиро-Сергеевская церковь. Фотокопия
Автор Иванов Сим Егорович
Дата создания 2010 год
Техника фотография
Размеры 10×15 см
Коллекция Елецкий городской краеведческий музей
Правообладатель изображений Елецкий городской краеведческий музей
#39

Центральный вокзал. Фотокопия с почтовой карточки

#30
#31
Центральный вокзал находится в Засосенской части города. Здесь гимназист Бунина в 1884 году провожал с родителями арестованного брата Юлия.

«Мы ездили на вокзал провожать его. Кажется, больше всего поразило меня то, что приехав на вокзал, мы должны были идти в зал третьего класса, где брат, под надзором жандармов, дожидался отхода поезда, уже не смея сидеть с приличными, свободными людьми, уже лишившись воли распоряжаться собой, возможности пить чай или есть пирожки вместе с ними».

Бунин И.А. «Жизнь Арсеньева»

Иван приходил на вокзал и в последующие дни: «Я, убивая время, шатался по городу, по слободам, в Заречье встречал и провожал поезда на станции, в толкотне и суете приезжающих и уезжающих, завидовал тем, кто спеша и волнуясь, усаживались с множеством вещей в вагоны „дальнего следования“, замирал, когда огромный швейцар в длинной ливрее, выйдя на середину залы, пел зычным, величественным басом, возглашал с дорожной протяжностью, с угрожающей, строгой грустью, куда и какой поезд отправляется…»

Бунин И.А. «Жизнь Арсеньева»

В «Спутнике пассажира» за 1899 год интересно и весьма подробно описываются и вокзал на станции Елец, и ресторан. А именно: «Елец, станция 2 класса. Громадное здание сооруженного в 1899 году пассажирского вокзала, общего для двух линий Юго-Восточных железных дорог: Орловско-Грязинской и Елец-Валуйской … Общий, в 20 квадратных саженей, зал 1 и 2 классов, при котором буфет-столовая для пассажиров 1 и 2 класса величиною 44 сажени. Отдельный большой, в 65 кв. саженей, зал 3 класса; мужская и дамская уборная, почтово-телеграфное отделение, буфет с горячими и холодными блюдами, спиртными напитками, чаем и кофе, книжно-газетный шкаф. Со станции и на станцию ежедневно отправляется и прибывает 18 пассажирских, разного наименования поездов». В 1911–1914 годах держатель станционного буфета, Абдуил Синяев, был человеком предприимчивым и изобретательным. Такой вывод можно сделать из следующего описания событий 1916 года:

«Опытный машинист, да еще если участок знает, чудеса может делать. На станции Елец — 10 минут стоянка, никак пассажирам пообедать нельзя. Но, бывало, бежит к паровозу официант и поднимает машинисту серебряный подносик: рюмка водки и бутербродик с черной икрой: „Василь Тимофеич, примите-с! Вас Абдула Махмудович — а арендаторы буфетов — все казанские татары — насчет остановки, чтоб не шибко скоро отправились“. — „Скажи Абдулке: ладно“. Помощнику: „Сходи к дежурному, заяви смазку подшипников“. И стоит поезд 25 минут, на паровоз тоже три полных обеда подается. А расписание — нагонится до Грязей: знает Василь Тимофеевич все уклоны, все подъёмы…»

Солженицын А.И. «Красное колесо»
#32
Полное наименование Центральный вокзал. Фотокопия с почтовой карточки
Автор Иванов Сим Егорович
Дата создания 2010 год
Техника фотография
Размеры 10×15 см
Коллекция Елецкий городской краеведческий музей
Правообладатель изображений Елецкий городской краеведческий музей
#40

Улица Торговая. Фотокопия с почтовой карточки

#34
#35
Улица Мира — самая оживленная и примечательная улица Ельца. Она представляет собой цельный естественно сложившийся ансамбль, который образуют дома, построенные в основном в середине XIX века. Здесь, в центре города, строили для себя особняки самые богатые жители города — купцы. Дома эти были добротны, с метровыми стенами на века. В оформлении фасадов здании использованы классические архитектурные формы. Все здания стоят плотно друг к другу. Разные по деталям и пропорциям, построенные в разное время, они, тем не менее, сочетаются друг с другом, в них выдержан единый масштаб, хорошо соотнесенный с шириной улицы. Но одновременно этот масштаб соразмерен человеку, а отсюда интимность, и при этом аромат древности, который делает застройку Ельца своеобразной и привлекательной. Улица была оживленным торговым центром. Этим и объясняется старое название улицы — Торговая. Торговая улица, расположенная в городском центре, представляла собой сплошной ряд лучших магазинов, гостиниц, фотоателье. Броские вывески крупных магазинов невольно привлекали внимание потенциальных покупателей. Торговцы попроще довольствовались жестяными табличками с указанием фамилии хозяина и рода его деятельности. Навсегда в памяти нобелевского лауреата, обострённо воспринимавшего окружающий мир, остались:

«Запах пекарен и железных крыш, мостовая на Торговой улице, чай, булки и персидский марш в трактире „Карс“ … политые из чайников полы в лавках, запах рыбного ряда, укропа, романовской махорки».

Бунин И.А. «Деревня»

В писчебумажном магазине Пузевского на Торговой улице юный Иван Бунин сделал свою первую самостоятельную покупку: альбом для фотографических карточек. Рядом с ним находилась фотография «Анели» Клименко. В елецких фотоателье в разные годы были сделаны снимки многих Буниных, их родственников и знакомых. Нередко заходил он в книжный магазин-читальню Русинова, чтобы почитать или взять с собой что-нибудь из книг и журналов. Неподалёку, в книжном магазине Залкинда можно было выписать газету «Орловский вестник», издание, в котором Бунин будет работать через несколько лет… Для солидных покупателей на Торговой были: салон дамских подарков, «Граммофонные пластинки» Гюле, магазин птиц Сахарова, «золотой» магазин Даева, два великолепных магазина писчебумажных товаров Залкинда и Пузевского. В лавке Неронова торговали сахаром, кофе и разными колониальными товарами, доставляемыми из Петербурга; а кондитерская Бергера привлекала ароматами свежей выпечки.
#36
Полное наименование Улица Торговая. Фотокопия с почтовой карточки
Автор Иванов Сим Егорович
Дата создания 2010 год
Техника фотография
Размеры 10×15 см
Правообладатель изображений Елецкий городской краеведческий музей
Коллекция Елецкий городской краеведческий музей
#41
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Введенская церковь, Слобода, Вокзал, Ул.Торговая

0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%