Женские украшения тесно связаны с бытовым укладом народа. Они отражают его духовные и эстетические ценности, являются одним из направлений декоративно-прикладного творчества. В женских украшениях XVIII — нач. XX веков использовали серебряные монеты — иностранные и русские (в особенности царские рубли и мелкое серебро), жетоны, разнообразные бляхи, пуговицы, металлические накладки и подвески, позже, медали и советские монеты.
В женских украшениях в большом количестве преобладали металлические подвески «шумелки», элементы которых соприкасаясь друг с другом позванивали при любом движении. Это древнее языческое суеверие о том, что звук (звон) может отпугнуть нечистую силу, позднее перевоплотилось в христианскую традицию, где считается, что звучание колокольной звонницы исцеляет душу и благоприятно действует на весь организм.
Сейчас монисто изготовляют в форме воротничков, бантов. Монисто, будь оно из монет или камней, это настоящее произведение искусства.
Так возникло монисто, нагрудное или шейное украшение женщины, состоящее в виде цепочки или шнура с крестами и монетами, похожее на ожерелье.
Монисто и ожерелье похожи, однако в настоящее время понятие ожерелья более широкое. Их делали из жемчуга, монет, бляшек, бисера, бус, обработанных разноцветных камней, кораллов, наматывая на металлическую проволоку, на плотно скрученные верёвочки, цепочки собирались в бусы из камней и к ним подвешивались фигурки животных, равносторонние языческие кресты, монетовидные подвески с изображением проросшего зерна, ключи, гребни, бубенцы и колокольчики.
Монисто, изготовленное из золота, серебра, драгоценных камней, являлось, как и все драгоценности, так называемым неприкосновенным запасом, «на всякий случай» находящимся при владелице.
В женских украшениях в большом количестве преобладали металлические подвески «шумелки», элементы которых соприкасаясь друг с другом позванивали при любом движении. Это древнее языческое суеверие о том, что звук (звон) может отпугнуть нечистую силу, позднее перевоплотилось в христианскую традицию, где считается, что звучание колокольной звонницы исцеляет душу и благоприятно действует на весь организм.
У женщины могло быть два монисто. Одно повседневное в три-семь монет. Второе монисто большое, праздничное, нарядное, с разными камнями и жемчугами, одевалось оно в церковь и на традиционные мероприятия. До 144 монеток могло быть навешено на этом массивном и довольно тяжёлом украшении, его вес мог превышать 3 кг. Путешественники из Западной Европы, гостившие в России царских и имперских времён, писали в своих воспоминаниях, что «на шее славянки носят больше денег, чем стоит их весь дом».
Монисто не просто украшение — это ценность, семейная реликвия. Его бережно хранили в шкатулке отдельно от других украшений. Чтобы в дом привлечь богатство, монисто укладывали вместе с деньгами, в западной части дома, подальше от чужих глаз, так как в гармоничном пространстве для металла определено западное направление. Ещё монисто прятали за образами в том случае, если домочадцам грозила опасность.
Весной, как только растает лёд на реке и первые косяки перелётных птиц покажутся в небе, женщины вывешивали монисто на западное окно, приговаривая: «Как птицы летят в наши края, так чтоб ко мне деньги слетались». Снимали его в конце мая, когда все птицы возвращались с юга домой.
Сейчас монисто изготовляют в форме воротничков, бантов. Монисто, будь оно из монет или камней, это настоящее произведение искусства.