Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Александровский дворец»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Бюст Александра I, Два стула, Ковер

0
Открыть в приложении
#1
Бюст императора Александра I
#2
В собрание государственного музея-заповедника «Царское Село» входит бюст императора Александра I, выполненный на фабрике Эноха Вуда в начале XIX века.

Бюст находился в Александровском дворце, где на столах и консолях Угловой гостиной размещались памятные керамические, мраморные и бронзовые предметы зарубежного и русского производства, среди которых и стаффордширские керамические бюсты Александра I — первого владельца дворца.

Керамический бюст представляет из себя погрудное полихромно раскрашенное изображение императора Александра I, расположенное на фигурном пьедестале. Государь одет в мундир лейб-гвардии Преображенского полка — одного из самых элитных воинских подразделений Российской империи. На груди у императора два ордена: Святого Андрея Первозванного и Святого Георгия 4-й степени.

Стаффордширские гончарные мастерские — промышленная зона, охватывавшая шесть городов Англии: Барслем, Фентон, Хэнли, Лонгтон, Сток и Танстолл. Северный Стаффордшир стал центром керамического производства еще в начале XVII века благодаря наличию в этих местах в достаточном количестве глины и угля. Сотни фабрик производили все виды гончарных изделий — от посуды и предметов декора до промышленных товаров. Промышленность Стаффордшира была главным новатором в разработке новых разновидностей керамики и фарфора, таких как костяной фарфор, а также техники трансферной печати.

Одним из лидеров гончарного производства был Энох Вуд (1759–1840) — английский гончар, происходивший из влиятельной семьи керамистов Стаффордшира. Вуд обучался рисованию в Ливерпуле, затем стал учеником одного из известных гончаров в Хэнли. Начав как модельер, Энох Вуд основал успешное производство в Барслеме, продавая товары под маркой Wood and Caldwell. В XVIII веке фабрика выпустила большое количество статуэток, которые Вуд моделировал сам, а также других видов керамики и глиняной посуды. После 1818 года, когда партнерами Эноха Вуда стали его сыновья, компания была переименована в Enoch Wood & Sons. Фирма производила глиняную посуду с синей и белой трансферной печатью, большая часть которой экспортировалась в Америку.
#3
Наименование: Бюст императора Александра I
Дата создания: 1812–1818 годы
Место создания: Великобритания, Стаффордшир, Барслем. Фабрика Эноха Вуда
Техника: керамика; роспись полихромная
Размеры: 30×17×10,5 см
#4
Два стула из Угловой гостиной
#5
В экспозиции Александровского дворца представлены два золоченых резных стула с заваленными спинкой и сиденьем, на четырех резных каннелированных ножках, кубы которых украшены розетками. Спинки предметов увенчаны круглым медальоном под короной, с отходящими стилизованными ветками пальмы и лавра.

Стулья происходят из Угловой гостиной императрицы Александры Фёдоровны в Александровском дворце. Они были эвакуированы в Новосибирск, благодаря чему сохранились, и сегодня их можно увидеть на историческом месте. В 1902–1903 годах, при создании на месте Концертного зала Кленовой гостиной и Парадного кабинета императора, Угловая гостиная была соединена с коридором, став частью личных императорских апартаментов, но при этом сохранила свое парадное назначение.

Согласно архивным документам 1 июня 1903 года императрица Александра Фёдоровна повелела: «В Угловую гостиную бельэтажа Александровского дворца, взамен находящейся ныне мебели, поставить взятую в минувшем году по указанию Ея Величества из Китайского театра и заново отремонтированную». Обивку этой мебели и сделание подзоров к окнам исполнить по одобренным Государыней Императрицей образцам материи фабриканта Сапожникова».

Позальные паспорта Александровского дворца 1917 года содержат следующее описание мебели Угловой гостиной: «Мебель стиля Людовика XVI русской работы конца XVIII века, заново перезолоченная и обитая шелковой материей работы фабрики Сапожникова в Москве. В стиле полосатых материй эпохи Людовика XVI».

Согласно предвоенной инвентарной описи 1940 года в Угловой гостиной находились 3 дивана, 10 кресел и 10 стульев, обитых «розовым шелковым фаем с белыми полосками, затканными гирляндами мелких цветов». Задняя сторона спинок предметов была обита тем же материалом.

За время «музейной» жизни предметов их обивка несколько раз подновлялась. При реставрации стульев в 2021 году была возобновлена историческая обивка предметов. Образцом для воссоздания ткани обивки послужил сохранившийся в коллекции музея фрагмент подлинной обивочной материи для мебели Угловой гостиной, изготовленной в 1903 году.
#6
Наименование: Два стула из Угловой гостиной
Дата создания: конец XVIII века
Место создания: Россия
Техника: дерево, бронза, фай; резьба, золочение
Размеры: 124×61×69 см
#7
Ковер
#8
Угловую парадную гостиную на половине императрицы Александры Фёдоровны украшает роскошный шерстяной ковер площадью почти 100 м² с центральным радиальным рисунком (грифоны, дельфины, маски, картуши) в палевых, зеленоватых и темно-терракотовых тонах и с бордюром по краям.

Ковер был изготовлен на французской фабрике Савоннери (Savonneri) в начале XIX века и приобретен специально для Биллиардной комнаты (впоследствии — Угловая гостиная) в восточном крыле Александровского дворца. В тот период ковер расстилали только во время Высочайших присутствий (весна-осень). Чтобы уберечь его от порчи во время завтраков и обедов, его застилали непромокаемой парусиной.

Мануфактура Савоннери была основана во Франции в XVII веке на месте бывшей мыловаренной фабрики и получила соответственное название (фр. Savonnerie — мыловарня, от savon — мыло). Располагалась она на правом берегу Сены, на холме Шайо (сейчас район Трокадеро). Решающую роль в создании мануфактуры сыграл король Франции Генрих IV: он повелел открыть собственное производство ковровых изделий, поскольку закупка ковров с Востока была непомерно обременительна для французской казны. Ковры Савоннери украшали Лувр и Версаль, а также служили дипломатическими подарками и дорогими статусными дарами короля его приближенным.

На формирование индивидуального стиля мануфактуры оказали влияние классические восточные узоры и орнаменты, к которым со временем добавились элементы европейского искусства разных эпох: роскошного барокко, изысканного рококо, утонченного классицизма. Рисунки ковровых изделий фирмы полны разнообразных цветочных орнаментов, композиций из виньеток, букетов и венков, украшены изображениями геральдических медальонов, зооморфных мотивов. Ковры изготавливались преимущественно из шерсти с добавлением натурального шелка, который подчеркивал красоту сложного детализированного рисунка. На создание эскиза уходило несколько месяцев, в производстве использовалось от 200 до 400 цветов и оттенков.

К концу XVIII века мануфактура Савоннери производила не только ковры, но также панели для экранов и гобелены. Закат мануфактуры начался в годы Великой французской революции. В 1825 году предприятие, испытывавшее финансовые трудности, вошло в состав Мануфактуры гобеленов (позднее — Мануфактура национальной меблировки), утратив самостоятельность своей марки. Сохранившиеся в музейных и частных собраниях изделия фабрики Савоннери — это, бесспорно, уникальные произведения прикладного искусства.
#9
Наименование: Ковер
Дата создания: начало XIX века
Место создания: Франция. Фабрика Савоннери (Savonneri)
Техника: шерсть, холст; ткачество
Размеры: 963×963 см
#10
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Бюст Александра I, Два стула, Ковер

0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%