Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Кабинет Сергея Эйзенштейна»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Фото Чаплина, Лист из комиксов, Криспен и Скапен

Коллекция
0
Открыть в приложении
#1
Фото Чаплина, Лист из комиксов, Криспен и Скапен
#2

Фото Чарльза Чаплина

#3
#4
На фотографии изображен комик, актер и режиссер, сценарист, композитор, продюсер, самый популярный кинематографист первой половины XX века Чарльз Спенсер Чаплин (1889–1977).

Сергей Эйзенштейн и Чарли Чаплин знали и ценили творчество друг друга еще задолго до знакомства. При встрече в Голливуде между ними возникло полное взаимопонимание. Эйзенштейн и его соратники часто бывали в гостях у Чаплина на его вилле в Голливуде. Комик всегда старался помочь русскому другу: высоко отзывался о его сценариях, защищал в голливудском обществе и в прессе, рекомендовал писателю Эптону Синклеру поддержать проект съемки независимого фильма в Мексике. Перед отъездом в Мексику Эйзенштейн получил от Чаплина фото с дарственной надписью: «Моему другу Сергею Эйзенштейну с искренним восхищением. Голливуд, 18 ноября [19]30». Этот фотопортрет висел в рабочем кабинете Эйзенштейна. Снимок сделал фотограф Гомер Пейтон в 1929 году.

После возвращения на родину Сергей Эйзенштейн несколько раз писал о Чаплине. К 50-летию друга в апреле 1939 года он напечатал в газете «Кино» приветственную статью «Хэлло, Чарли!». В это время уже была ясна опасность агрессии нацистской Германии и ее человеконенавистнической идеологии. Эйзенштейн обратил к Чаплину знаменательные слова: «Вашим путем был путь искусства, столь любимого во всем мире за горячую проповедь человеколюбия, которую оно несет, начиная с первых же Ваших фильмов. За эту любовь к человеку, за Ваше стремление участвовать в борьбе этого человека, за человеческое достоинство и достойное человеческое существование, за Ваше прекрасное искусство хочется изо всех сил хлопнуть Вас по спине, — как принято у Вас в Америке выражать теплоту чувств, — и от всей души приветствовать: «Хэлло, Чаплин… На многие и многие годы вперед, рука об руку за лучшие идеалы человечества!"». А в разгар Второй мировой войны, в 1942 году, Эйзенштейн завершил посвященное Чаплину эссе «Charlie the Kid» (Чарли-Малыш»), где отмечал: «Особенность Чаплина состоит в том, что при седых волосах он сохранил «детский взгляд» и непосредственность восприятия любых явлений». В эссе Эйзенштейн подробно проанализировал, как проявилась такая черта в творческом методе комика.
#5
Полное наименование: Фотопортрет Чарльза Чаплина с автографом
Автор: Гомер Пейтон
Дата создания: 1939 год
Техника: бумага (паспарту), фотобумага, фотопечать
Место создания: США, Голливуд
Размеры: 34,5×26,5 см (фото); 44×33,5 см (паспарту с автографом)
Коллекция: Кабинет
Правообладатель: Музей кино
#6

Лист из комиксов о Микки-Маусе

#7
#8
Знаменитый режиссер, художник и продюсер Уолт Дисней подарил этот лист комикса, когда Сергей Эйзенштейн посетил его студию в Лос-Анджелесе в сентябре 1930 года. Мышонок Микки после первых успехов на экране стал героем комиксов, которые студия Диснея печатала в американских газетах. На этом листе Микки сначала спрашивает: «Интересно, отчего весь этот переполох?» (I wonder what all the excitement is about?), а потом восклицает: «Батюшки! Скунс (Вонючка)!» (My Gosh! A Skunk!). Справа на листе видна дарственная надпись: «Моему другу Сергею Эйзенштейну, искренне — Уолт Дисней».

Эйзенштейн увидел первые звуковые короткометражки Диснея в Лондоне в 1929-м и восхитился мастерством их создателей, юмором и виртуозной связью графики с музыкой. В первых же интервью в США в июне 1930 года он говорил:

«Творчество этого мастера есть the greatest contribution of the American people to art — величайший вклад американцев в мировую культуру».

Через 10 лет режиссер написал большое эссе «Дисней», в котором объяснял мировой успех фильмов Диснея тем, что подбор «звериных типажей», пародирующих человеческие слабости, смешные гэги и совершенство звука и изображения таят в себе определенное мировосприятие, важное в любой стране и в любую эпоху: «Кажется, что этот человек не только знает магию всех технических средств, но что он знает и все сокровеннейшие струны человеческих дум, образов, мыслей, чувств. Так действовали, вероятно, проповеди Франциска Ассизского. Так чарует живопись Фра Беато Анджелико. Он творит где-то в области самых чистых и первичных глубин. Там, где мы все — дети природы. Он творит на уровне представлений человека, не закованного еще логикой, разумностью, опытом. (…) Дисней — это дивная колыбельная — lullaby — для страждущих и обездоленных, угнетенных и ограбленных. Для тех, кто связан часами труда и регламентированными минутами передышек, математической точностью времени, чья жизнь разграфлена центом и долларом. (…) Это ликующее преодоление всяческих оков, всего того, что заставляет цепенеть, — звучит от пластического трюка до гимна «Трех свинок»: «Нам не страшен серый волк…“».

В 1935 году на Первом Московском международном кинофестивале председатель жюри Эйзенштейн под аплодисменты зрителей объявил о присуждении фильму «Три поросенка» Диснея Золотой медали за лучшую мультипликацию. Он сам эффективно применял переосмысленный для игрового кино опыт звукозрительного монтажа в фильмах «Александр Невский» и «Иван Грозный», учил своих студентов во ВГИКе тому, как можно гармонично сочетать движение на экране и музыку в фонограмме.
#9
Полное наименование: Скунс. Из комиксов о Микки-Маусе
Автор: Уолт Дисней
Дата создания: 1930 год
Техника: бумага, тушь, перо
Место создания: США
Размеры: 16×64,8 см (с окантовкой)
Коллекция: Кабинет
Правообладатель: Музей кино
#10

Криспен и Скапен

#11
#12
Одна из двух большеформатных факсимильных — наиболее точных — репродукций полотен французского художника Оноре Домье, которые кинорежиссер купил в 1935 году для новой квартиры по улице Потылиха. Тема обеих картин — театр, но они «перекидывают мостик» в кино. Криспен и Скапен — персонажи любимой с юности «комедии масок», ставшей прообразом типажного кино Эйзенштейна.

Домье работал над этой картиной в 1858–1860 годах, но только после его кончины картину признали шедевром живописи, выставили в Лувре. Сегодня она входит в экспозицию парижского музея д’Орсэ.

Герои картины — два театральных персонажа. Криспен — хитрый, хоть и неуклюжий слуга из пьесы французского комедиографа Скаррона «Саламанкский школяр, или Великодушные враги» 1654 года, откуда он перекочевал во множество пьес других драматургов и стал именем нарицательным. Его всегда играют в характерном костюме — черном полукафтане с большим белым воротником, поясом и кружевными манжетами. Скапен — герой комедии Мольера «Проделки Скапена» (или «Плутни Скапена»). Великий французский драматург использовал в характере Скапена — которого сам первым сыграл в театре Пале-Рояль в 1671 году — образ пройдохи Бригеллы из итальянской народной комедии.

В итальянской «commedia dell’arte», которую Эйзенштейн любил с детства, действуют постоянные персонажи («маски») с определенным набором характерных черт: озорной Арлекин, прелестная Коломбина, мнимо ученый Болонский Доктор, задиристый Капитан и другие воплощения человеческих черт и слабостей. Маска простака Педролино превратилась во французском театре в образ печального и вечно влюбленного Пьеро. Зрители всегда знают, какой социальный и психологический тип представляют герои на сцене. Но актеры постоянно импровизируют, придумывают неожиданные действия и шутки, высмеивают актуальные события, вступают в общение со зрителями и этим обновляют всем известные сюжеты.

Еще в юности, занимаясь театром, Сергей Эйзенштейн создавал разные вариации на темы итальянской народной комедии и ее масок. А когда пришел в кино, использовал те же принципы и традиции в теории и практике типажа. Эйзенштейн называл типажом не «человека с улицы», непрофессионального исполнителя роли, а человека, во внешности которого мгновенно можно распознать характер, принадлежность к определенной социальной и этнической группе. На живописи и графике Домье он учился умению подбирать выразительную внешность персонажей для своих фильмов. Двойной портрет «Криспен и Скапен» является еще и примером выразительных световых акцентов на лицах. Эйзенштейн называл их «световыми масками» и мастерски применял в фильме «Иван Грозный».
#13
Полное наименование: Криспен и Скапен
Автор: Оноре Домье
Дата создания: не позднее 1935 года
Техника: бумага, цветная литография
Место создания: Франция
Размеры: 58,4×80 см (размер листа); 54,4×75,9 см (изображение)
Коллекция: Кабинет
Правообладатель: Музей кино
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Фото Чаплина, Лист из комиксов, Криспен и Скапен

Коллекция
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%