Хакасский кочевой быт всегда был тесно связан с музыкой. В национальной культуре хакасов существовало много музыкальных инструментов: двух- и трехструнный щипковый хомыс, двухструнный смычковый ыых, духовой хобрах, язычковый щипковый тимир хомыс, ударный тюр и другие.
Но главным и самым распространенным национальным инструментом, который имеет только хакасские корни, был чатхан. С древних времен хакасы использовали его для сольных выступлений и аккомпанемента, реже — как ансамблевый. Со времени возникновения (по сведениям некоторых летописей, в XI веке) и до наших дней у разных этнических групп хакасов (кызыльцев, качинцев, сагайцев) чатхан претерпел много изменений.
Изначально инструмент выдалбливали из цельного куска кедра или сосны. Более поздние варианты стали сколачивать или склеивать из отдельных досок. На ранние чатханы натягивали всего три или четыре струны, которые изготавливали из сухожилий и кишок животных или конских волос. Со временем их число возросло до шести-семи, а материалы заменили на более прочные и долговечные металлические: медь, латунь, сталь. В наши дни встречаются чатханы с 12 струнами. Обычно инструмент настраивали при помощи костяных передвижных подставок, которые находились под каждой струной.
Чатхан, который хранится в музее, создан в XIX веке. На инструмент этого вида натягивали от семи до девяти струн из проволоки или бараньих кишок.
На чатхане играли сидя на стуле. Реже располагались на полу на большом куске войлока или на кожаной подстилке, поджав под себя ноги. Один край инструмента размещали на коленях, а второй упирали в пол. У современных чатханов второй край инструмента кладут на специальные опорные ножки. Пальцами правой руки — щипком или щелчком — перебирали струны, а левой повышали или понижали звук или добавляли промежуточные тона.
Игра на чатхане у хакасов сопровождается хаем, гортанным пением. Это традиционное вокальное искусство. Под его аккомпанемент исполняли один из самых главных и крупных жанров хакасского фольклора — алыптых нымаха, героические сказания. Чатхан — обязательный инструмент хайджи (сказителей хакасского эпоса) и тахпахчи, певцов.
Но главным и самым распространенным национальным инструментом, который имеет только хакасские корни, был чатхан. С древних времен хакасы использовали его для сольных выступлений и аккомпанемента, реже — как ансамблевый. Со времени возникновения (по сведениям некоторых летописей, в XI веке) и до наших дней у разных этнических групп хакасов (кызыльцев, качинцев, сагайцев) чатхан претерпел много изменений.
Изначально инструмент выдалбливали из цельного куска кедра или сосны. Более поздние варианты стали сколачивать или склеивать из отдельных досок. На ранние чатханы натягивали всего три или четыре струны, которые изготавливали из сухожилий и кишок животных или конских волос. Со временем их число возросло до шести-семи, а материалы заменили на более прочные и долговечные металлические: медь, латунь, сталь. В наши дни встречаются чатханы с 12 струнами. Обычно инструмент настраивали при помощи костяных передвижных подставок, которые находились под каждой струной.
Чатхан, который хранится в музее, создан в XIX веке. На инструмент этого вида натягивали от семи до девяти струн из проволоки или бараньих кишок.
На чатхане играли сидя на стуле. Реже располагались на полу на большом куске войлока или на кожаной подстилке, поджав под себя ноги. Один край инструмента размещали на коленях, а второй упирали в пол. У современных чатханов второй край инструмента кладут на специальные опорные ножки. Пальцами правой руки — щипком или щелчком — перебирали струны, а левой повышали или понижали звук или добавляли промежуточные тона.
Игра на чатхане у хакасов сопровождается хаем, гортанным пением. Это традиционное вокальное искусство. Под его аккомпанемент исполняли один из самых главных и крупных жанров хакасского фольклора — алыптых нымаха, героические сказания. Чатхан — обязательный инструмент хайджи (сказителей хакасского эпоса) и тахпахчи, певцов.