В тувинской культуре конца XIX — начала ХХ века девочки в возрасте от 13 до 15 лет, то есть до замужества, заплетали волосы в одну косу в западной части Тувы, в две косы — в южных кожуунах, в три косы — в восточной Туве, в мелкие косички — в Центральной Туве. При этом они носили самое простое накосное украшение «боошкун».
Во время обряда сватовства «дүгдээшкин» девушкам заплетали волосы в две косы и прикрепляли к ним девичьи накосные украшения из разных бус — «салбактар».
Невеста и замужняя женщина заплетали волосы в три косы и к ним подвешивали украшение «чавага», которое носили только замужние женщины. Это украшение символизировало изменение статуса девушки.
Основу украшения «чавага» составляла серебряная пластинка, нашитая на кусок кожи и украшенная жгутами из ниток и низками из коралловых бусин.
В фондах Национального музея Республики Тыва имеются всего четыре экземпляра подлинных чавага. Все они однотипны: состоят из плоской серебряной пластинки чавага дɵзү, прикрепленной к кожаной полоске.
Серебряная пластинка богато орнаментирована гравировкой и чеканкой, с инкрустацией драгоценными камнями. Снизу к серебряной пластинке (к кожаному основанию) прикреплены 9–12 рядов из коралловых бус, 9–12 пучков из черной нити чалаа-кара, скрученных в медную проволоку и заканчивающихся черной бахромой. На серебряной пластине отчеканены традиционные орнаментальные мотивы: бесконечный «узел счастья» и четырехлепестковая розетка с листовыми побегами — благопожелание счастливой и плодородной жизни хозяйке.
Чавага считалось дорогим украшением и передавалось по наследству от матери к дочери. Полагалось отдавать его младшей дочери. Но, если к моменту выдачи замуж старшей дочери родители не имели материальной возможности заказать новое украшение чавага у ювелира, они отдавали украшение старшей в надежде, что к замужеству следующей они сумеют заказать новое. Также иногда родственники жениха помогали сделать чавага — они привозили отдельные части этого украшения с тем, чтобы использовать их при изготовлении нового комплекта.