Как известно, фарфор изобрели в Китае примерно в VII веке. Очень долго китайцам удавалось хранить секрет его создания. Торговля изделиями из «белого золота», как тогда называли фарфор, приносила Поднебесной большой доход. Прошло несколько веков, прежде чем другие страны научились создавать этот ценный материал.
Собственное производство фарфора в Японии началось в XVII столетии после того, как в результате японо-корейской войны в страну привезли ремесленников из Кореи. В 1867 году в Париже проходила Всемирная выставка, на которой впервые были представлены произведения искусства Страны восходящего солнца.
С этого момента в Европе начался период увлечения японской культурой. Невероятно вырос и спрос на японские изделия декоративно-прикладного искусства. Японские мастера фарфора, создавая посуду для экспорта, стремились придать своим произведениям формы более привычные и понятные вкусам европейцев. При этом отдельные детали предметов, а также роспись всегда свидетельствовали об их японском происхождении.
Чайный сервиз из коллекции музея изготовили на рубеже XIX–XX веков. Сервиз из фарфора выполнили в стиле Кутани. Свое название этот стиль получил в честь одноименной деревни на острове Хонсю, где он зародился.
Керамические изделия Кутани настолько разнообразны, что принято выделять несколько направлений внутри этого стиля. Однако именно произведения, подобные сервизу из коллекции, с тонко прописанными жанровыми сценками и густым золоченым орнаментом на красном фоне, безошибочно определялись европейцами как «японский Кутани».
Форма всех предметов сервиза вполне европейская. Но все же такие детали, как ручки в виде стеблей бамбука, а также навершия высоких полусферических крышек чайника и сахарницы, подчеркивают их восточное происхождение.
На красном фоне очень выразительно смотрятся резервы — белое пространство для росписи. В них мастер в тщательной и искусной манере изобразил жанровые сценки. Он одел всех персонажей в традиционные японские костюмы.
В живописи резервов художник использовал ту же красно-золотую гамму, в которой написал орнамент. Этот прием придал изделиям цельность, несмотря на богатство и разнообразие орнаментальных мотивов, которыми автор покрыл фон.
Собственное производство фарфора в Японии началось в XVII столетии после того, как в результате японо-корейской войны в страну привезли ремесленников из Кореи. В 1867 году в Париже проходила Всемирная выставка, на которой впервые были представлены произведения искусства Страны восходящего солнца.
С этого момента в Европе начался период увлечения японской культурой. Невероятно вырос и спрос на японские изделия декоративно-прикладного искусства. Японские мастера фарфора, создавая посуду для экспорта, стремились придать своим произведениям формы более привычные и понятные вкусам европейцев. При этом отдельные детали предметов, а также роспись всегда свидетельствовали об их японском происхождении.
Чайный сервиз из коллекции музея изготовили на рубеже XIX–XX веков. Сервиз из фарфора выполнили в стиле Кутани. Свое название этот стиль получил в честь одноименной деревни на острове Хонсю, где он зародился.
Керамические изделия Кутани настолько разнообразны, что принято выделять несколько направлений внутри этого стиля. Однако именно произведения, подобные сервизу из коллекции, с тонко прописанными жанровыми сценками и густым золоченым орнаментом на красном фоне, безошибочно определялись европейцами как «японский Кутани».
Форма всех предметов сервиза вполне европейская. Но все же такие детали, как ручки в виде стеблей бамбука, а также навершия высоких полусферических крышек чайника и сахарницы, подчеркивают их восточное происхождение.
На красном фоне очень выразительно смотрятся резервы — белое пространство для росписи. В них мастер в тщательной и искусной манере изобразил жанровые сценки. Он одел всех персонажей в традиционные японские костюмы.
В живописи резервов художник использовал ту же красно-золотую гамму, в которой написал орнамент. Этот прием придал изделиям цельность, несмотря на богатство и разнообразие орнаментальных мотивов, которыми автор покрыл фон.