Культуру, веру и обычаи предков северных удмуртов эпохи Средневековья восстанавливают не только по городищам, где находят орудия труда и украшения, но и по могильникам. Это комплексы древних погребений, которые формировались в IX–XV веках. Изучение могильников дает представление о социальных и семейных взаимоотношениях в средневековом обществе, уровне прикладного искусства, торгово-экономическом статусе племени, его укладе и иерархии. В экспозиции Глазовского краеведческого музея представлены предметы Печешурского могильника, обнаруженные в ходе раскопок 1967 года.
Тысячу лет назад удмурты хоронили людей головой в северном направлении, вытянув их руки вдоль тела. Места выбирали на пологих склонах, могилы рыли прямоугольные, глубиной 20–60 см и длиной до 220 см. Тела покоились в деревянных гробах, в некоторых могилах археологи находят остатки бересты, луба, меха, которыми выстилали дно гроба. В православии, напротив, людей принято хоронить головой на запад, чтобы при воскрешении душа видела восход солнца и новую жизнь.
Удмуртские могильники, или вужшуи, обязательно содержали погребальный инвентарь и культовые предметы. Это связано с религиозными представлениями Средневековья и обрядами захоронения. Люди верили, что после смерти человек попадает в загробный мир, где ему пригодятся вещи, которыми он пользовался при жизни. Часто помимо одежды и личных предметов усопшего в могилу клали кресало и кремень — как дань культу огня. В женские погребения складывали украшения ровно в том порядке, в котором их носили при жизни. В мужских могильниках погребальный инвентарь отражал род занятий умершего.
В экспозиции Глазовского краеведческого музея представлены предметы из Печешурского захоронения: котелок, нож, шило, топорик, наконечники стрел и дротиков. Возможно, в этом погребении был захоронен охотник. Судя по костным останкам, ему было около 40 лет — долгожитель по меркам Средневековья. Женщины жили в среднем на 10 лет меньше мужчин.
Удмурты представляли цикл жизни человека как три свадьбы. Первая — свадьба младенца, когда он соединяется со светом. Вторая — человек обручается со своим суженым и создает семью. Третья свадьба — это союз со смертью. Смерть считали нечистым делом, после похорон сжигали вещи, которые соприкасались с покойным.
Тысячу лет назад удмурты хоронили людей головой в северном направлении, вытянув их руки вдоль тела. Места выбирали на пологих склонах, могилы рыли прямоугольные, глубиной 20–60 см и длиной до 220 см. Тела покоились в деревянных гробах, в некоторых могилах археологи находят остатки бересты, луба, меха, которыми выстилали дно гроба. В православии, напротив, людей принято хоронить головой на запад, чтобы при воскрешении душа видела восход солнца и новую жизнь.
Удмуртские могильники, или вужшуи, обязательно содержали погребальный инвентарь и культовые предметы. Это связано с религиозными представлениями Средневековья и обрядами захоронения. Люди верили, что после смерти человек попадает в загробный мир, где ему пригодятся вещи, которыми он пользовался при жизни. Часто помимо одежды и личных предметов усопшего в могилу клали кресало и кремень — как дань культу огня. В женские погребения складывали украшения ровно в том порядке, в котором их носили при жизни. В мужских могильниках погребальный инвентарь отражал род занятий умершего.
В экспозиции Глазовского краеведческого музея представлены предметы из Печешурского захоронения: котелок, нож, шило, топорик, наконечники стрел и дротиков. Возможно, в этом погребении был захоронен охотник. Судя по костным останкам, ему было около 40 лет — долгожитель по меркам Средневековья. Женщины жили в среднем на 10 лет меньше мужчин.
Удмурты представляли цикл жизни человека как три свадьбы. Первая — свадьба младенца, когда он соединяется со светом. Вторая — человек обручается со своим суженым и создает семью. Третья свадьба — это союз со смертью. Смерть считали нечистым делом, после похорон сжигали вещи, которые соприкасались с покойным.