Вместе с усложнением служебной переписки все сильнее проявлялось внимательное отношение русских ремесленников к атрибутам грамотности. Свидетельством этого стало распространение чернильных приборов — специальных устройств, которые совмещали чернильницу, емкость для песка, а также отверстия для хранения перьев.
Один из подобных предметов представлен в экспозиции «Стрелецкий мiр» музея «Смоленская крепость». Чернильный прибор иллюстрирует тему обучения детей грамоте и дополнен целой коллекцией металлических чернильниц.
Этот экземпляр является примером произведения бытовой городской культуры XVII века. Яркость обработки чернильного прибора дает возможность предположить его использование в качестве символа высокого социального положения.
Он был украшен мастером в стиле «русского узорочья», который был характерен для XVII–XVIII столетий, а также популярен в начале XX века, когда ремесленники интерпретировали русский стиль в своих предметах.
Ярким отличием представленного в экспозиции чернильного прибора является широкое использование перегородчатой эмали. Для создания декора автор выбрал голубой, белый, зеленый, а также черный цвета эмали. Эта техника создания стекловидного покрытия на металле была известна на Руси с X века, куда, как предполагают исследователи, попала из Византии.
На сплошную металлическую основу мастер припаивал узоры из тонкой металлической проволоки. Затем поля, которые образовывались таким методом, ремесленники заполняли особым стекловидным составом. В итоге формировался яркий узор.
Автор украсил прибор растительным орнаментом, который был популярен в допетровской России. Повторяющиеся декоративные узоры составили широкий фриз, который охватил боковые поверхности чернильного прибора. Музейные сотрудники предполагают, что данный предмет был создан в одной из ведущих мастерских России.
Сохранность предмета близка к эталонной. Хорошо сохранилась полировка металла. При этом имеются незначительные утраты эмалевого покрытия. Подобные предметы являются чрезвычайно редкими в музейных собраниях России.
Один из подобных предметов представлен в экспозиции «Стрелецкий мiр» музея «Смоленская крепость». Чернильный прибор иллюстрирует тему обучения детей грамоте и дополнен целой коллекцией металлических чернильниц.
Этот экземпляр является примером произведения бытовой городской культуры XVII века. Яркость обработки чернильного прибора дает возможность предположить его использование в качестве символа высокого социального положения.
Он был украшен мастером в стиле «русского узорочья», который был характерен для XVII–XVIII столетий, а также популярен в начале XX века, когда ремесленники интерпретировали русский стиль в своих предметах.
Ярким отличием представленного в экспозиции чернильного прибора является широкое использование перегородчатой эмали. Для создания декора автор выбрал голубой, белый, зеленый, а также черный цвета эмали. Эта техника создания стекловидного покрытия на металле была известна на Руси с X века, куда, как предполагают исследователи, попала из Византии.
На сплошную металлическую основу мастер припаивал узоры из тонкой металлической проволоки. Затем поля, которые образовывались таким методом, ремесленники заполняли особым стекловидным составом. В итоге формировался яркий узор.
Автор украсил прибор растительным орнаментом, который был популярен в допетровской России. Повторяющиеся декоративные узоры составили широкий фриз, который охватил боковые поверхности чернильного прибора. Музейные сотрудники предполагают, что данный предмет был создан в одной из ведущих мастерских России.
Сохранность предмета близка к эталонной. Хорошо сохранилась полировка металла. При этом имеются незначительные утраты эмалевого покрытия. Подобные предметы являются чрезвычайно редкими в музейных собраниях России.